Умберто Эко. Шесть прогулок в литературных лесах. Перевод с английского Александры Глебовской. Спб. Symposium. 2002
Краткий курс лекций маститого классика посвященный его восприятию мировой литературы и некоторым наиболее любопытным для него в творческом плане книгам, прочитанный в Гарварде. Автор обсуждает различные приемы и их использование. Вот некоторые из них:
1. Повествование должно развиваться быстро, пока читатель не стал задавать ненужных вопросов (на которые у автора может и не найтись ответа).
2. Образцовый автор возможен лишь при наличии образцового читателя, который пытается понять текст, "как он есть".
3. Читатель должен чувствовать, что к нему обращаются, автор "видит", во всяком случае, предполагает его существование.
4. Анализ творчества Жерара де Нерваля. Множество авторов в одном произведении. Нечто похожее у Эдгара По с Артуром Гордоном Пимом.
5. "Убийство Роджера Экройда" - рассказчик-преступник, подробнее об этом написано в "Словаре" В.Руднева. Блестящая экранизация с Райкиным-Пуаро, Маковецким-доктором сделала этот роман известным в РФ.
6.Нелинейность сюжета - яркий пример "Одиссея", пример линейности - "Красная шапочка".
7. Использование рефрена. Рассматривается Nevermore Э.По в "Вороне".
8. Замедление. Использовалось авторами романтиками, вроде Мандзони или Вальтера Скотта. Действие тормозится за счет исторических ремарок, которые почти всегда пропускаются. В дальнейшем читатель имеет повод вернуться к тексту, зная, что прочитано там отнюдь не все. От себя добавлю, что замедление может дать сильнейший комический эффект, если только зритель-читатель готов к его восприятию. Великий мастер этого дела Вим Вендерс.
9. Также бывает замедление необоснованное, если, например, автор оплачивается построчно. Тут следует упомянуть А.Дюма-отца, который читается только в детском возрасте, когда критический подход к литературе не успевает развиться в читателе.
10. Наиболее великолепный образец замедления - "Божественная комедия" Данте.
11. Умолчание и допущение. Автор должен играть с читателем по неким правилам. Иначе он не может рассчитывать на понимание читателя. Так Роб-Грийе читать сложно, как и Нерваля, поскольку они, хотя и следуют неким правилам, не делятся ими с читателем. У Кафки же к примеру сделанное раз фантастическое допущение в дальнейшем предполагает реалистическое повествование с одной-единственной поправкой.
12. Автор конструирует мир из того, что ему известно о реальности и безусловно делает ошибки в силу ограниченности своих познаний. Пять чувств, анализ чего там удалось набрать с их помощью, в первую очередь вычитать - недостаточно для того, чтобы принимать мир в его полноте. Ясно, что Париж - столица Франции, но далеко не каждый знает административный центр Гаскони. Ошибки автора становятся данностью не только для его героев, но и для читателей.
13. При этом читатель вправе возмущаться ошибками автора, если тот делает непреднамеренные ошибки, а читатель может их распознать. Текст все таки соотносится с "первым реальным" миром, хотя бы уже потому, что строится из слов взятых оттуда. Объем знаний о мире индивидуального читателя Эко называет Энциклопедией.
Книга может быть рекомендована всем читателям, стремящимся быть образцовыми.
Олли