Гюнтер Грасс. Из дневника улитки. Перевод с немецкого Е.А.Кацевой и Е.Е.Михелевич. Санкт-Петербург.: Издательство "Амфора". Серия "Новая коллекция".-320 стр., тираж-10000 экз.; ISBN 5-8301-0064-9

    Немецкая улитка социал-демократии ведомая за рожки будущим нобелевским лауреатом Гюнтером Грассом и Вилли подзабытым ныне Брандтом доползла к концу 60-ых годов до вершин власти. Грасс приклеил к панцирю (шаровидной) улитки бумажку с надписью "ПРОГРЕСС" и заклеймил попутно черных (читай, католиков) врагов всеми возможными способами. На первой же странице книги "христианские демократы и неонацисты по-приятельски подмигивают друг дружке"; четверть века прошла с тех пор как молодой гитлерюгендовец Грасс был ранен и попал в плен к союзникам. Молодость и талант позволили Грассу избежать печальной учести аптекаря Аугста - одного из героев его книги, утратившего веру в идеалы Третьего рейха, болтавшегося после войны по разнопартийным собраниям и в конце концов прилюдно выпившим отраву. В конце 40-ых Грасс был учеником каменщика, в конце 50-ых издал "Жестяной барабан" и стал "всемирно известным писателем неплохо разбирающимся в проблемах рабочего класса", как сам он писал, наконец, в конце 60-ых разъезжал с речами по всей Германии, удачно агитируя за Вилли (умершего в 1992 г.) К концу 70-ых Гюнтер перешел с улиток на крыс, оставаясь все тем же опытным кулинаром слова, к концу 80-ых закончил книгу об Индии, где жил несколько лет, в 1999 получил Нобелевскую премию за литературу, последнюю в столетии, седьмым из представителей "высшей расы".
    Повествование о своей жизни политика Грасс объединяет с рассказом о коллекционере улиток Германе Отте, по прозвищу Скептик, сотруднике еврейской школы в Данциге, попавшим в поле зрения Гестапо. Несмотря на свое арийское происхождение, Скептик вынужден искать убежища в подвале одного из кашубов, как зовутся славяне проживающие в окрестностях Гданьска, причем в подвале он проводит около 6 лет. Полезной деятельностью заниматься там он не может, но компанию ему составляют улитки (для обезьян и танков нужен масштаб Кустурицы), которых приносит ему основной женский персонаж, именуемый Лизбет. Следует сказать, что помимо улитки роман имеет еще один определяющий образ - гравюру Альбрехта Дюрера "Меланхолия".
    "А с этой что случилось? Осталась без квартиры?…Ну и зад у нее. И как расселась… Может живот пучит или не было оргазма", - обсуждает Грасс с семейством тезисы для выступления на конференции посвященной году Дюрера. И как ей помочь?! Сидит тут посреди всякого хлама.
    Бедняжка Лизхен. Ее маленький сын был раздавлен лошадьми. Она утратила дар речи и ходит только по кладбищам, с одного из которых и приносит улитку весьма необычной окраски, формы и поведения. Скептик, ставший любовником этой странной девицы, излечивает ее с помощью улитки. Видимо так и Гюнтер с Вилли хотели излечить Германию с помощью медленного продвижения к …прогрессу, чему же еще. Хотя ведь прогресс - это метод, а не цель. Так куда же ползет волшебная улитка?
    Братья Стругацкие имевшие дело с улитками на несколько лет раньше Грасса сразу задали ей направление ("Тихо, тихо, ползи улитка по склону к Фудзи, вверх до самых высот",- Исса). Но эти дзэн-буддисты все о себе, о себе. У Стругацких высоты (вполне зияющие) - будущее человечества. И пожалуй спешить тут некуда, как выясняется в ходе их романа. Одержание произойдет само. Грасс же видимо надеется на то, что улитка прогресса постепенно обгонет тигра Меланхолии и дракона Утопии.

    Олли

Вернуться

Russian Gothic Project



..