INFERNALIANA. Французская готическая проза XVIII-XIX веков. Пер. с фр. – М. Ладомир, 1999. (Серия “Готический роман”) – 759стр., тираж – 2500 экз.

   
Традиция аналогичная английскому готическому роману, активно развивалась и во Франции – просто под другим названиями: “неистовая словесность”, “фантастическая повесть”, “жестокие” или “черные” рассказы. Возникнув впервые еще в 1770-х годах у Жака Казота, продолженная романом польского графа Потоцкого “Рукопись, найденная в Сарагосе (написан по-французски), она бурно расцвела начиная с 1820-х годов благодаря освоению французами творчества Гофмана, Байрона и английского “черного романа” – особенно большой успех во Франции имел “Мельмонт Скиталец” Метьюрина, даже получивший продолжение в одной из новелл Бальзака. Эта традиция прошла через разные художественные системы, к ней были причастны и “чистые” романтики Нодье и Гюго и писатели позднего романтизма, иные из которых у нас именовались “критическими реалистами” (Бальзак, Мериме), и литераторы второй половины века, связанные с новыми литературными течениями – “символизмом” (Вивье де Лиль-Адан) и натурализмом (Мопасан). В отличие от Англии, где некоторые романисты, такие как Анна Радклифф, исключительно специализировались на готическом жанре, во Франции данная традиция обычно занимала у того или иного писателя более или менее скомное место, как жанр, в котором каждый литератор должен проявить себя.
    Название этого сборника взято из книги составленной в 1822 году Шарлем Нодье. Эта “Infernaliana” представляла собой довольно непритязательную коллекцию разнородных рассказов и фрагментов о привидениях, суккубах, вампирах и т.д. С тех пор французская литература обогатилась многими, гораздо более оригинальными и значительными образцами жанра, которые собрал и составил в предлагаемую книгу известный литературовед, преводчик и специалист по французской литературе, Сергей Зенкин:

    Жак Казот “Влюбленный дьявол”;
    Шарль Нодье “Смарра”, Мадмуазель де Марсан”, “Инес де Лас Сьеррас”;
    Самюэль-Анри Берту “Соната дьявола”, “Старинный перстень”, Обаяние”;
    Оноре де Бальзак “Элексир долголетия”, “Прощенный Мельмонт”;
    Шарль Рабу “Тобиас Гварнери”, “Карьера господина прокурора”;
    Жак Буше Де Перт “Паола”;
    Петрус Борель “Дон Андреас Везалий, анатом”;
    Теофиль Готье “Онуфриус”, “Любовь мертвой красавицы”, “Два актера на одну роль”, “Jettatura”, “Мадмуазель Дафна де Монбриан”;
    Жерар де Нерваль “Зеленое чудовище”;
    Проспер Мериме “Венера Илльская”, “Локис”;
    Клод Виньон “Десять тысяч франков от дьявола”, “Плита”;
    Жюль Барбье Д’Оревильи “Пунцовый занавес”;
    Огюст Вилье де Лиль-Адан “Предзнаменование”, “Вера”, “Пытка надеждой”;
    Ги де Мопассан “Рука трупа”, “Орля”.

    +/-

Вернуться

Russian Gothic Project



..