INFERNALIANA. Французская готическая проза XVIII-XIX веков. Пер. с фр. – М. Ладомир, 1999. (Серия “Готический роман”) – 759стр., тираж – 2500 экз.
Традиция аналогичная английскому готическому
роману, активно развивалась и во Франции –
просто под другим названиями: “неистовая
словесность”, “фантастическая повесть”,
“жестокие” или “черные” рассказы. Возникнув
впервые еще в 1770-х годах у Жака Казота,
продолженная романом польского графа Потоцкого
“Рукопись, найденная в Сарагосе (написан
по-французски), она бурно расцвела начиная с 1820-х
годов благодаря освоению французами творчества
Гофмана, Байрона и английского “черного романа”
– особенно большой успех во Франции имел
“Мельмонт Скиталец” Метьюрина, даже получивший
продолжение в одной из новелл Бальзака. Эта традиция прошла через разные
художественные системы, к ней были причастны и
“чистые” романтики Нодье и Гюго и писатели
позднего романтизма, иные из которых у нас
именовались “критическими реалистами”
(Бальзак, Мериме), и литераторы второй половины
века, связанные с новыми литературными течениями
– “символизмом” (Вивье де Лиль-Адан) и
натурализмом (Мопасан). В отличие от Англии, где
некоторые романисты, такие как Анна Радклифф,
исключительно специализировались на готическом
жанре, во Франции данная традиция обычно
занимала у того или иного писателя более или
менее скомное место, как жанр, в котором каждый
литератор должен проявить себя.
Название этого
сборника взято из книги составленной в 1822 году
Шарлем Нодье. Эта “Infernaliana” представляла собой
довольно непритязательную коллекцию
разнородных рассказов и фрагментов о
привидениях, суккубах, вампирах и т.д. С тех пор
французская литература обогатилась многими,
гораздо более оригинальными и значительными
образцами жанра, которые собрал и составил в
предлагаемую книгу известный литературовед,
преводчик и специалист по французской
литературе, Сергей Зенкин:
Жак Казот “Влюбленный
дьявол”;
Шарль Нодье “Смарра”, Мадмуазель
де Марсан”, “Инес де Лас Сьеррас”;
Самюэль-Анри Берту “Соната
дьявола”, “Старинный перстень”, Обаяние”;
Оноре де Бальзак “Элексир
долголетия”, “Прощенный Мельмонт”;
Шарль Рабу “Тобиас Гварнери”,
“Карьера господина прокурора”;
Жак Буше Де Перт “Паола”;
Петрус Борель “Дон Андреас
Везалий, анатом”;
Теофиль Готье “Онуфриус”,
“Любовь мертвой красавицы”, “Два актера на одну
роль”, “Jettatura”, “Мадмуазель Дафна де Монбриан”;
Жерар де Нерваль “Зеленое
чудовище”;
Проспер Мериме “Венера
Илльская”, “Локис”;
Клод Виньон “Десять тысяч
франков от дьявола”, “Плита”;
Жюль Барбье Д’Оревильи
“Пунцовый занавес”;
Огюст Вилье де Лиль-Адан
“Предзнаменование”, “Вера”, “Пытка надеждой”;
Ги де Мопассан “Рука трупа”,
“Орля”.
+/-