Эжен Ионеско. Наедине с одиночеством. Роман. Рассказы Пер. с франц. А.Жгировского, К.Лактионова, С.Матвиенко. - Киев: Ника-центр, "Серия 700".

    Иногда мне все кажется ясным. Я рассуждаю вполне последовательно, но не пишу. А потом вдруг словно землетрясение случается в моем маленьком мире, все как будто рушится и наступает тьма, точнее, странная смесь тьмы и света, хаос. Из этого я и начинаю что-то создавать, как создавался настоящий мир - из хаоса... Художественное творчество - это ведь тоже сотворение мира. Процесс приблизительно одинаковый, mutatis mutandis, но сходство есть.

Э.Ионеско

    "Наедине с одиночеством" - вероятно не самое известное и читабельное произведение выходца из Румынии Э.Ионеско. Да и читатель как то привычней воспринимает в нем драматурга, нежели автора романов и рассказов. Роман Ионеско несколько затянут и является внутренним монологом героя, получившего наследство и ушедшего с работы. В его районе происходят бунты и гражданские войны а ла 1968 год, но герою это безразлично, он пребывает в себе и вооруженный продуктами питания на несколько лет вперед устраняется из мира, сведя все общение к периодическим контактам с консьержкой. Вероятно, такая жизнь понравилась бы Мерфи, герою романа Беккета, о котором рассказывалось в предыдущей рецензии. Но нет у Ионеско ирландского юмора и дополнительных персонажей. А вообще вот что писал Ионеско о юморе:

    Что такое юмор? Наверно, умение смеяться над несчастьем, в том числе и над своим собственным. Юмор предполагает отказ от самообмана, своего рода раздвоение, трезвое осознание тщеты собственных страстей. Человек продолжает их испытывать, сознавая, что они абсурдны или глупы, хотя он и не может справиться с ними. В общем, юмор - это осознание абсурда, в котором мы тем не менее продолжаем жить.

    Кстати цитаты позаимствованы с jewishmagazine.spb.ru/number_22/memuar_4.htm, причем из рубрики "Еврейские мемуары!? Усомнившемся в наличии у Ионеско следует прочитать очаровательные рассказы "Фотография полковника" и "Орифламма". Сюжет "Фотографии…" - выглядит таким образом. Главный герой попадает с другом в необычайно прекрасное место, и помышляет о переселении туда вполне осознавая отсутствие необходимых средств. Оказывается, что местность скрывает убийцу, про которого известно все в т.ч. и то, что он подходит под видом нищего к определенной остановке автобуса и затем, завлекая своих пассажиров к пруду, убивает их и топит. Сильнодействующим средством в руках убийцы является фотография полковника, никто не может устоять перед соблазном метнуть на нее взгляд. Поймать преступника абсолютно невозможно.
    И вот что думает Ионеско об абсурде: "Я предпочитаю вместо слов "абсурдный", "абсурд" говорить "странный" или "ощущение странности" происходящего. Бывает, что мир вдруг кажется лишенным всякой экспрессии, всякого содержания. На него смотришь, как будто ты только что родился, и он предстает странным и необъяснимым. Конечно, объяснения нам известны! Нам их дали в несметном количестве, и мы располагаем множеством систем осмысления. Но все системы рассыпаются, как только возникает это ощущение, исконное, первобытное - вот мы здесь, вокруг нас существует нечто и это нечто вызывает у нас вопрос. В такой момент любые философские системы, любые объяснения кажутся недостаточными, тем более что они объясняют все, исходя из некоей несформулированной данности - из наличия монолитного необъяснимого мира и факта человеческого существования, который все идеологии, моральные учения, социологические теории избегают: они или отворачиваются от этого, или останавливаются на подступах". Именно об этом "Наедине с одиночеством". Да кстати, Ионеско - гений, что увы не следует из этого романа.

    Олли

Вернуться

Russian Gothic Project



..