Джон Фаулз. Волхв. Издательство: Махаон, 2001 год, твердый переплет, 704 стр., код ISBN: 5-18-000203-6 (рус.), код ISBN: 0-09-974391-4 (англ.), суммарный тираж: 15 000 экз., формат: 84х108/32

Джон Фаулз. Волхв.

"Великое произведение, в котором напряжение постоянно растет, а человеческий разум оказывается в роли подопытной морской свинки... Фаулз экспериментирует со сложнейшей темой... и попадает точно в цель" - Sunday Telegraph

"Блистательно, колоссально... невозможно оторваться" - The New Review of Books

"Это истинный пир для ценителей талантливых повествований... Не успев понять, что происходит, оказываешься в когтях интриги..." - Sunday Time

"Это великое произведение искусства... Роман не "отпускает" читателя еще долго после того, как перевернута последняя страница" - Twentieth Century Literature

"Мощная психологическая драма... Фаулз успешно сочетает в романе необъятную культуру оккультного и разящую силу воображаемого" - Time

Джон Фаулз известен прежде всего произведениями "Коллекционер" и "Женщина французского лейтенанта", по которому снят фильм. Однако мне кажется, что "Волхв" можно отнести к самому сильному его сочинению.

Совершенно неясно, как, оставляя читателю просторы мыслить, автор умудряется наполнить память огромным количеством фактов, как из истории человечества так и из истории видов. Самое удивительное - что и в первом, и во втором романах безусловно есть сюжет, которого должно было бы хватить на четыреста страниц текста и в который вложено, пожалуй, чересчур много смыслов, но всё действие становится фоном для настоящего совершенства формы, "в противоположность аморфности".

Все начинается с того, что в Лондоне молодой англичанин Николас Эрфе знакомится на вечеринке с девушкой из Австралии Алисон. У них начинается роман, однако вскоре он получает работу в школе на одном из греческих островов под названием Праксос. И расставание их проходит, как обоюдное отторжение любви. В сложных взаимоотношениях молодых людей сквозит некое взаимное погружение в себя, а сами отношения становятся зеркалом, в котором отражается душевное одиночество каждого из них. Вроде бы они вместе сейчас, и могут быть в будущем, но пережитое прошлое, которое есть у каждого из нас, накладывает свой отпечаток. Они чувствуют, что не могут расстаться, но одновременно им это необходимо.

В таком состоянии наш герой оказывается в Греции. Маленький затерянный остров, провинциальная школа, однообразие дней, ощущение собственной никчемности и тотального одиночества. И вот близка попытка суицида, но нет на нее ни смелости, ни сил. И все, что остается, это жить, серо и уныло. Однако на острове есть таинственный особняк. Именно туда нашего героя приводит затерявшая между скал и кустарника тропа, и начинается бешеный круговорот событий. Вновь обретенная вера в себя, и страсть к таинственной незнакомке. Теперь есть новые друзья и смысл жизни, и дни между встречами пролетают, как один миг. А образ загадочного старика - владельца особняка мистера Кончиса - притягивает все сильнее и не отпускает до самого окончания романа. И каждый раз он предстает в новом облике, то прорицателя и провидца, то историка, то доктора психологии, то философа, то богатого бизнесмена. В бешеном темпе одна маска спадает следом за другой. Читая строки, перестаешь понимать, что истинно, а что ложно. Начинаешь сомневаться в каждом слове, но пытаешься ухватиться за малейшую правдивую нить. Однако, спустя несколько страниц, понимаешь, что одурачен, а истина опять осталась где-то там. Картинки прошлого и настоящего перемешались, то первая мировая война, то оккупация греческих островов немцами, то настоящее. Все переплелось в галюциногенном, гипнотическом, трансовом круговороте, старик превратился в шамана, в волхва, в жестокого мага.

На фоне этих событий происходит окончательное расставание с прошлой любовью, затем долгое осознание и, наконец, обретение новой любви. Но все ложь и обман. Именно через призму разрушения образов, наш герой понимает, что для него дороже всего в этой жизни. И заключительным аккордом становится судилище, на котором он оказался. Он предстает перед богами-монстрами, и они выносят ему свой окончательный приговор, так заканчивается безжалостный эксперимент Кончиса.

Не зря на обложке "Волхва" стоит рекламная фраза, что этот роман не "отпускает" еще долго после прочтение. Это действительно так. Фаулз мастерски проводит читателя по всем потаенным тропам человеческой души, он играет на обнаженных нервах чувственности и мировосприятия. Именно в этом проявляется готика и мистика произведения. Еще долго после прочтения сомневаешься, что в книге было реальность, а что блужданием сознания по подземельям подсознания, уж извините за каламбур. И задумываешься о многом, что связано с твоей собственной жизнью.

Передавать сюжет романа достаточно сложно не потому, что его нет. Он присутствует, но каждый раз обыгрывается один и тот же прием срывания масок. Однако важно то, как главный герой реагирует на каждую новую личину своего не то гида по закоулкам души, не то соперника в этой игре на грани смерти. Фаулз заставляет вас самому войти в его историю и реагировать на события вместе с героем. Причем невольно вспоминается, как одна девушка "проглотила" 700 страниц произведения всего за два дня, сопровождая его вскриками и оханьями, когда менялся сюжет. И фраза из романа "я думаю, ты не знаешь, что такое печаль" еще долго продолжает звучать в голове.

Что касается оценок, то их трудно ставить за такое мастерское произведение. Тем не менее 10 баллов, хотя лично по мне, Фаулз выше всяких похвал, это современная классика, которая вышла за пределы выставления оценок. По поводу оформления. Книга начинается с обложки, это первое впечатление о том, что предстоит прочитать. Даже после описания автором старика, перед мысленным взором он остается похож на шамана с обложки, вот за это 9 баллов. И глаза у него точно такие, как изобразил Фаулз, маленькие и проникающие в душу.

    Александр Траскин

Вернуться

Russian Gothic Project



..