Исаак Башевис Зингер. Шоша. СПб, Амфора.
Повествование от первого лица о жизни и женитьбе еврейского писателя-мистика, оторвавшегося от корней и пытающегося найти свою судьбу. От детства у Цуцика (так ласково называют этого еврея друзья и знакомые) остались светлые воспоминания о дружбе с умственно-ограниченной девочкой, Шошой, в честь которой стало быть назван роман. Действие книги происходит в предвоенной Варшаве на фоне событий, служащих постоянным напоминанием о том, что Холокост не за горами. Все действующие лица это понимают, но для активных действий у них недостаточно энергии, в т.ч. у самого Цуцика. В центре событий также сложные взаимоотношения героя с женщинами, причем, несмотря на его пассивность их достаточно много и они служат похоже олицетворением неких характеров и социальных архетипов, если так можно выразиться. Сама Шоша по простоте душевной общается с умершими и навсегда осталась в детстве, что видимо и привлекает к ней писателя, который на ней женится. Некоторым ей дополнением служит славянка-служанка Текла, родом из деревни, которой надоели грубые сельские парни и захотелось чего-нибудь поприличней. Интеллектуальную элиту представляют неудавшаяся актриса Бетти, владелица мужа-миллионера, Селия, просто умная женщина с мужем-гомосексуалистом, Дора, коммунистка, вынужденно ставшая ренегаткой после разгрома польских коммунистов сталинскими НКВД-ными соколами. Между этими женщинами вращается бедняга Цуцик, один одинешенький и не может решить свои проблемы. А решить их действительно трудно, так как Варшава Зингера будет почище Праги Майринка (наконец, вышли на что-то готическое!)
"Человек - это буквально кладбище, где похоронены живые трупы…среди моих предков были вероятно и сумасшедшие - в голове у меня звучат их дикие крики", - говорит Бетти. Хорошо, когда у тебя порядочные предки. Мазлтов!
Олли