В конце октября 2007-го года десятилетний юбилей справил традиционный готический Хэллоуин
"Edge Of The Night", а в начале декабря пришла очередь "юбилеить" и другому
крупному событию московской "темной сцены" - ежегодному синтпоп/готик/индастриал
фестивалю "Synthetic Snow". В этом году со сцены юбиляров поздравляли с
пятилетием три российские и три западные группы, а внимали им толпы простых
зрителей...
Эти толпы, впрочем, могли бы быть и погуще, но тут сыграла роль довольно высокая,
на мой взгляд, цена билета - полторы тысячи рублей. Разумеется, для такого
мегазвездного состава это не дорого, но бОльшая часть готической и
синти-аудитории к таким ценам еще не привыкла, что непосредственным образом и
сказалось на явке. Так как первые два участника мероприятия, русские группы с
труднопроизносимыми названиями SLEETGROUT и UTERUS INSECTED, лично мне были не
интересны, то в клуб я заявился около половины восьмого, "целясь" на АЛЬТЕРА
ФОРМУ. Время выступления, как это обычно бывает, сдвинулось, поэтому на сцене еще
"доколбашивали" участники UTERUS INSECTED, выдававшие на-гора какое-то
жутко-агрессивное и дисторшированное "электро-мясо". Минут через пять, впрочем,
они закончили, и многие в зале вздохнули с облегчением.
Взяв вкусный коктейль и поздоровавшись с многочисленными знакомыми, я
занял удобную позицию на танцполе в ожидании ALTERA FORMA, на мой взгляд одного
из самых талантливых и самобытных коллективов русской сцены. Зная их программу
наизусть, я приготовился наслаждаться традиционными номерами, но "Прохор и
Компания" удивили не только свежими аранжировками своих старых вещей, но и
кое-какими новыми трэками, которые оказались в суперхитовом ключе последнего
альбома. К сожалению, на сцене не было терменвокса, но и без него все новые
аранжировки слушались отлично, тем более, что по обыкновению сочное сопровождение
"живых" ударных никуда не делось, и лично я бы предпочел их также слышать на
студийных альбомах коллектива, хотя музыканты, отчего-то, придерживаются иного
мнения. Впрочем, это их право и неплохая "фишка" - делать звук живых
выступлений совершенно непохожим на студийную работу. Аудитория приветствовала
артистов довольно неплохо, хотя, если сравнивать с последующими выходами
иностранных корифеев, не сказать чтобы уж слишком активно, но и не совсем уж
вяло - нормально. Отечественным коллективам традиционно непросто бороться за
внимание публики на фестивале с таким мощным составом иностранных участников,
двое из которых являются живыми легендами, так что ALTERA FORMA на их фоне
выступили очень достойно, пускай часть публики этого до конца и не оценила.
В свою очередь я не смог до конца (в прямом и переносном смыслах) оценить
величие культовой американской группы RED FLAG, открывавшей "иностранную" часть
фестиваля. Прогремевшие в конце восьмидесятых на волне повальной любви к
DEPECHE MODE, братья Рейнольдсы вписали себя в историю как одна из самых
известных и коммерчески успешных synthpop банд Америки, синглы которой неоднократно
попадали в чарты Billboard на почетные позиции ("Russian Radio" #11, "If I
Ever" #12). Весь этот успех, впрочем, прошел мимо меня, и про существование
этой группы я узнал лишь из анонсов фестиваля да статьи в Википедии, поэтому был
готов непредвзято подойти к их творчеству. Так как оригинальный вокалист
коллектива, Марк Рейнольдс, умер четыре года назад, микрофон оказался в руках
его престарелого брата Криса, который с ним лихо отплясывал на своем первом
российском концерте. Что можно сказать про их выступление? Мужики достойно
рубят кондовый "олдскульный синтипоп", местами до боли напоминая DEPECHE MODE
восьмидесятнического и "начальнодевяностого" периода. Жесткий танцевальный бит,
простые, но хитовые мелодии, неплохой вокал и интересные аранжировки - вот
составляющая их успеха у публики, которая принимала западных артистов намного
живее, чем российских. Перед сценой к тому времени собралось уже достаточно
народу, многие с энтузиазмом пританцовывали, а подтянутому, не смотря на
преклонный возраст, Крису, кто-то даже протянул роскошный букет цветов, чего
музыкант от русской публики явно не ожидал. Не ожидал он и продолговатого
надувного шарика, который запустили "по рукам" у сцены, и которого он с
удовольствием пинал. Я бы и дальше продолжал наслаждаться выступлением
музыкантов, если бы не MadMax2, утянувший меня в гримерку общаться с CLAN OF
XYMOX, поэтому суперхита "Russian Radio" я так и не услышал, зато рассказал
Ронни о цветах, решительно настроив его не получение оных.
За легендарными американцами на сцену вышли другие американцы, пока еще не
столь легендарные, но уж точно не менее талантливые и хитовые - ASSEMBLAGE 23,
в лице байкерского вида Тома Шира (Tom Shear) и его интеллигентного клавишника
Пола Сигерса (Paul Seegers). Судя по количеству народа и его реакции, аудитория
ждала именно выступления A23, и Том не подвел, с видимым энтузиазмом выдавая
на-гора один суперхит за другим. Его программа состояла в основном из
проверенных временем старых вещей с вкраплениями трэков из нового
суперуспешного альбома "Meta", на которые народ реагировал особенно бурно,
иногда подпевая. Вместо продолговатого шарика фанаты выкинули на сцену шарик
круглый, с которым Том, разумеется, поразвлекался, не забывая жать
многочисленные руки поклонников и умудрившись даже раздавать автографы не
прерывая выступления! Публика отвечала певцу взаимностью, активно "колбасясь",
подпевая и громогласными овациями выражая свой восторг от выступления
музыканта. Надо отдать Тому должное, этот всепоглощающий восторг он
действительно заслужил, отработав свою программу на пять с плюсом, да еще и
выйдя разок на бис, куда же без этого? Те, кто знаком с творчеством ASSEMBLAGE
23 наверняка были от выступления своего кумира в восторге, ну а те, кто музыку
коллектива до этого не слышал (если таковые были), наверняка после концерта
бросились к столику с мерчендайзом вырубать их (точнее, его) диски.
Самое удивительное, что после выступления A23 немалое число людей из клуба
свалило, не оставшись на хэдлайнеров CLAN OF XYMOX, в результате чего
легендарные музыканты вышли играть перед изрядно поредевшей аудиторией, которая
в процессе их выступления редела все больше и больше. Лично мне такое поведение
публики совершенно непонятно, потому что фестиваль был ночной, и на работу в
воскресение никому идти не нужно, но факт остается фактом, к концу последнего,
третьего биса Ронни и Ко., у сцены оставались лишь самые стойкие. Так как CLAN
OF XYMOX являются постоянными гостями Castle Party, то я видел их концерты
как минимум четыре раза, что, разумеется, сказалось на восприятии их
московского шоу, где "эффект новизны" для меня был лишь в том, что играют
они в клубе перед несколькими сотнями человек, а не на открытой площадке Касл
Пати перед несколькими тысячами. В остальном же никаких особых отличий не
было, ведь профессионалы они и есть профессионалы - отлично отыграют хоть на
губных гармошках, которую Ронни, кстати говоря, действительно использовал в
паре композиций. На московском выступлении коллектива публика услышала сборку
из самых хитовых и известных песен группы, которые российские поклонники
принимали с подобающим моменту оптимизмом, порадовав-таки фронтмэна букетом
цветов даже пышнее "краснофлаговского" и вылетевшим на сцену черным лифчиком в
качестве бонуса. Со звуком особых проблем, на удивление, не было, и
звукорежиссер порадовал нас неперегруженными сочными гитарами, четким
электронным битом и выделяющимися синтезаторными проигрышами. Мойка, как всегда
воодушевленно, "басила", а субтильный Ронни с некислым количеством тонального
грима не лице все также мужественно и готично пел в микрофон, играл на "губном
пианино" и в нужные моменты дергал струны гитары. Молодцы, короче, выступили
очень хорошо, как и подобает легендарным звездам "темной сцены". Жаль только,
что под конец их выступления народу на танцполе осталось до неприличия
мало...
Но самое удивительное то, что "недостачу" не восполнили и "афтепартийщики",
которые явно не горели желанием ломиться в клуб, поэтому до самого утра
"Точка" была полупустой, не смотря на зажигательные сэты ди-джеев.
Если отбросить, наконец, вопрос посещаемости, то в общем и целом пятый,
юбилейный, фестиваль "Synthetic Snow" прошел отлично, и я искренне надеюсь, что
даже в свете недостаточной активности публики у Russian Synth Community не
пропадет желание порадовать "темную общественность" этим важным мероприятием и
на следующий год. Большое спасибо организаторам, группам и персоналу "Точки"
за отлично проведенное время!