Концерт группы ATARAXIA
21 апреля 2002, Москва, клуб "Точка"
Фотогалерея
Плэйлисты DJ сэтов
Впечатления Сергея Меренкова
Впечатления Сергея Меренкова
Празднование Halloween 2001 года для Russian Gothic Project, пожалуй, можно назвать одним из главных событий в пятилетней истории проекта по одной очень простой, но весьма весомой причине - впервые на русскую землю нами был привезен культовый немецкий коллектив ENDRAUM, выступление которого собрало около семисот (а возможно, и больше) человек! С привозом ENDRAUM, RGP стал не только просветительским и информационно-развлекательным проектом, но и концертным организатором, весьма серьезно подходящим к поставленной задаче. (Ибо ENDRAUM - это не Britney Spears и даже не TIAMAT, так как аудитория для подобной музыки в Москве (я уж не говорю про всю Россию) ничтожна, и для того, чтобы на концерт такого коллектива собрать более семисот человек - надо было сильно постараться...) Сразу же после успешного выступления Endraum встал вопрос: кого привозить следующим? Кандидатур было немало, но в конечном итоге остановились на культовом итальянском gothic/medieval/neo-folk/barocco коллективе ATARAXIA, потрясающее по своей энергетике и качеству выступление которого мы имели удовольствие наблюдать двумя годами ранее не только в близкой к нам Польше на Castle Party 2000, но и в Германии на Wave Gotik Treffen, причем не раз.
Однако привоз Атараксии имел свои особенности и отличия от организации выступления ENDRAUM на ежегодной Halloween-party. Дело в том, что часть (и, я уверен, весьма значительная) аудитории в 2001-м году пришла именно на празднование Хэлловина как на "тусовку", а не конкретно на выступление ENDRAUM, хотя наверняка получить оное в качестве "бонуса" к мероприятию было этим людям приятно. А привоз Атараксии позиционировался именно как концерт, а не "тусовка" - соответственно, по идее, должны были прийти люди, знакомые с творчеством данного коллектива, или по крайне мере "интересующиеся". Плюс делалась ставка на любителей старины вообще и средневековой музыки в частности. Соответственно, успех или неуспех именно "концертного" (хотя для многих наверняка это тоже была "тусовка", где и себя можно показать, да и на других посмотреть ;)) мероприятия стал бы показателем целесообразности дальнейших "концертных" привозов, качественный и количественный состав аудитории, а через это - и истинное состояние локальной готической сцены (если таковая уже сформировалась). Сразу хочу сказать, что результаты концерта оказались весьма позитивными, но обо всем стоит рассказать по порядку.
Итак, крупнейший московский клуб "Точка", 21 апреля, около восьми часов вечера - у клуба внушительное количество народу, еще большее количество "необычно" одетых и накрашенных личностей - на платформе станции "Улица 1905 года" и рядом с выходом из метро. Ровно в восемь охрана клуба начала пускать людей внутрь, и обширное помещение "Точки" стало стремительно заполняться посетителями. "Демографический анализ" собравшегося народа никаких особенных сюрпризов не приподнес, и его результаты в принципе были вполне предсказуемыми - большинство гостей составляли "адекватно" одетые личности - экстравагантные платья девушек ("средневековые" или, на худой конец, "романтические" темы в одежде, очевидно, были основными, хотя помимо этого присутствовал и винил, и кожа...) и чуть более консервативные, но вполне пристойные наряды "сильной половины" радовали глаз, а, в большинстве случаев, грамотный макияж довершал общую положительную картину. Остальной же народ представлял собой, скажем так, стандартный расклад - немного металлистов, немного рокеров, ну и "простые люди", то есть личности, ничем особенным не выделявшиеся (ни в коем случае не стоит воспринимать это как негатив). "Готы" среди аудитории, безусловно, доминировали, и этот факт не может не радовать.
Пока народ подтягивался, звучали DJ-сэты господ Chthon'a и Coroner'a, и хотя изначально оные были заявлены как "специальная подборка medieval/neo-folk композиций", на деле помимо подобных композиций звучал и романтик-darkwave, ну а уже после выступления ATARAXIA в ход пошел и готик-рок, и electro-goth, да и много чего еще. Несмотря на приличное количество людей и относительную тесноту танц-пола, часть народа не отказывала себе в удовольствии поплясать, в то время как другая часть публики столпилась у столика с мерчандайзом, на котором можно было приобрести не только диски, видеокассеты и плакаты Атараксии (которыми торговал менеджер коллектива), но также и эксклюзивные футболки, выпущенные специально по случаю мероприятия. Как и в прошлый раз, наличествовал и ассортимент дисков независимой дистрибуции Cold Lands, соорганизаторов мероприятия. За всей этой суетой время постепенно приближалось к "часу X", то бишь к началу выступления Атараксии в 21:30.
И вот фоновая музыка стихла, погас основной свет, и на сцену под горячие аплодисменты публики вышли музыканты. Надо отметить, что в этот раз Атараксия выступала в неполном составе, ибо их перкуссионист Франческо Банчини (Francesco Banchini) приболел и не смог приехать вместе со всей группой, по этой уважительной причине его заменяла драм-машина. Итак, на сцену вышли гитарист Витторио Ванделли (Vittorio Vandelli), клавишник Джованни Паглиари (Giovanni Pagliari) и, собственно, центральное лицо коллектива - великолепная Франческа Николи (Francesca Nicoli) в бархатном черном платье. И началось представление... Тот, кто ни разу не слышал Атараксию живьем, наверняка был очарован их концертом, ибо красивая, местами спокойная и меланхоличная, а местами торжественная и величественная музыка коллектива вкупе с великолепным, сильным и проникновенным голосом Франчески плели вокруг слушателя причудливый узор из меланхолии, средневековых гимнов и легкой грусти. Сокрушительная энергия их выступления буквально выплескивалась в зал с каждой новой песней, пропитывая слушателей и заставляя их неистово аплодировать после каждой композиции (а кто-то из толпы постоянно признавался Франческе в любви ;)). Экспрессия Франчески и ее пластичные танцевальные движения завораживали, а выступление мима Лоренцо Бузи (Lorenzo Busi) отлично иллюстрировало исполняемые песни (особенно мне понравилась пантомима со смертью, где мим обволакивал Франческу черной сеткой с нашитыми на ней искусственными кладбищенскими цветами), лишь добавляя средневекового колорита и существенно увеличивая общее, и без того очень сильное, воздействие музыки на слушателя. В конце выступления зал просто неистовствовал и мощнейшими аплодисментами и одобрительными криками вызывал музыкантов сыграть на бис еще два раза. Вполне мог бы быть и третий, но включили свет и стала играть первая композиция очередного DJ-сэта, дав возбужденной публике понять, что show, оно конечно и "must go on", но на сегодня is over...
После этого толпа поклонниц и поклонников рванулась к дверям гримерки, дабы взять у артистов автографы, а одна из девушек даже передала Франческе своеобразный "fan-art" - нарисованный шариковой ручкой фрагмент выступления. Надо сказать, что такого количества поклонников, выстаивающих у двери гримерки в надежде получить автограф, и такого ажиотажа на выступлении ENDRAUM не было, но о чем это говорит, я судить не берусь. По самим музыкантам было явно видно, что выступление и реакция публики им очень понравились, да они особенно и не скрывали своего вострога от московского приема. Франческа щедро давала интервью некоторым московским изданиям и позировала для фотографий, а все желающие заполучить автограф такую возможность получили, причем некоторые прямо из рук самих музыкантов.
Одним словом, концерт, безусловно, удался. По самым приблизительным подсчетам, мероприятие посетило 600-700 человек, что позволяет однозначно сделать вывод о целесообразности дальнейшей работы в направлении привоза интересных западных готических коллективов на русскую землю. (Хотя на самом деле нам не удалось все полностью окупить, до "самоокупаемости" нужно было дополнительно продать каких-то пятьдесят билетов, но и существующий результат в принципе неплох, ибо дает нам пищу для размышлений о том, какие дополнительные меры нужно предпринять для выхода на "полную самоокупаемость". Видимо, придется немного переработать ценовую политику... ;)) Звук на выступлении был на высоте и понравился не только большинству зрителей, но и самим музыкантам. К работе охраны и других структур клуба особых нареканий вроде тоже не было - так что и с этой, сугубо технической точки зрения, все прошло более-менее гладко. Ну и в качестве заключения, пожалуй, имеет смысл сделать общий вывод: успех подобного мероприятия явно свидетельствует о том, что и у нас в стране (во всяком случае, в Москве и некоторых крупных городах) постепенно нарождается аудитория, заинтересованная в проведении подобных концертов и привозе таких коллективов. С каждым новым мероприятием такого рода невооруженным глазом видно увеличение количества "адекватных" посетителей, что для развития сцены является большим толчком и стимулом. Одним словом - "черная" сцена у нас не стоит на месте и постепенно развивается, пускай и не "стахановскими" темпами, но вполне заметными невооруженным глазом - и это не может не радовать!
Сергей Меренков