Концерт Bad Sector в поддержку нового альбома "Kosmodrom" я просто не мог
пропустить: во-первых, Bad Sector - имя само по себе громкое, во-вторых, из-за
тематики - космонавтика вообще и тем более советская космонавтика представляет для
меня совершенно особенный интерес.
Тем не менее, войдя в клуб, я в первую минуту пожалел, что пришел: крошечный зал
был уже полон, а люди между тем продолжали прибывать - к началу концерта народу
набилось как сельдей в бочке! Так что с выбором клуба организаторы явно
просчитались - следовало найти площадку повместительнее. Также серьезным
нелостатком "Дома" является отсутствие охраняемого гардероба: приходится или
оставлять верхюю одежду на одной из двух импровизированных вешалок, похожих на
остовы мертвых деревьев, или не раздеваться вообще. Соответственно, в первом
случае вы рискуете никогда больше не увидеть свои вещи (не говоря уже о том, что
при большом стечении публики вешалок на всех просто не хватит), во втором -
вусмерть запариться. Из двух зол я выбрал меньшее, то есть первое:).
Протиснувшись сквозь плотные ряды публики, я занял командную высоту на боковой
галерее, играющей в "Доме" роль амфитеатра и включил на максимальный коэффициент
усиления орган, которым воспринимают прекрасное. Первым номером выступал Джордж
ака Anthesteria - пожалуй, этот молодой талантливый питерский музыкант в
представлении не нуждается:). Свой сет он начал с не совсем типичного для себя
трека - имитации игры на варгане в стиле народов Крайнего Севера. Любопытно - не
означает ли эта композиция, что Anthesteria намерена обратиться к более
экспериментальной музыке? Затем последовали уже вещи в более характерном для
данного проекта романтико-атмосферным стиле. Выступление сопровождалось
полуабстрактным видеорядом с хвостатыми биоформами, которые некто из публики
окрестил "плывущими сперматозоидами" - возможно, что так оно и было.
После непродолжительного перерыва проекционный экран засветился, и на нем
появилось набранное кириллицей слово "Космодром" и эмблема советских времен, с
красной звездой, взмывающей в небо на реактивной струе наподобие памятника на
ВДНХ. На этом фоне на сцену вышел и сам маэстро Магрини, он же Bad Sector.
Что можно сказать об этом выступлении? Музыка сама по себе была на высоте - и
странно было бы ожидать иное от такого мастера, как Магрини. ИСпользование
нестандартных средств звукоизвлечения и советского синтезатора АНС - изобретения
инженера-полковника Е.Мурзина с фантастическими и по нынешним временам
возможностями - также заслуживает внимания. Но, откровенно говоря, больше всего
меня впечатлил не саунд, а видеоряд, который представлял собой как бы слайд-шоу
на тему истории советской космонавтики 60-70х годов: чертежи космических станций
и кораблей, трассы, схемы выведения и посадки, фотографии Земли из космоса,
панорама Венеры, снятая посадочным модулем АМС "Венера-14" и т.п. На что больше
реагировала публика: на музыку или на видеоряд - не берусь судить, но а
плодисменты звучали при каждой паузе между треками.
Мое собственное впечатление от этого концерта неоднозначно. Во время самого
выступления его можно охарактеризовать одним словом - восторг - и я не стесняюсь
в этом сознаться:). Но всякая эйфория быстро проходит, наступает отрезвление, и
начинаешь задумываться - а что мы, собственно, слышим? Нет, музыкальные
достоинства сомнений не вызывают - тут все на уровне. Проблема в другом: сама
тематика, заявленная в названии альбома и концертной программы, претендует на
концептуальность, что, в свою очередь, предполагает связь между музыкальной
формой и темой. И тут очень важно не скатиться в банальность, в
поверхностно-очевидную зависимость типа "есть семплы переговоров космонавтов -
значит, трек о космосе". Такой связи было бы достаточно для эстрадной песни, где
эту роль играет текст - но от музыки, которую принято считать
"интеллектуальной", ждешь более глубокой, ассоциативной, связи между темой и ее
репрезентацией в музыке: как, например, в "Четырех временах года" А.Вивальди,
или, что ближе к теме, в саундтреке Э.Артемьева к "Солярису". Вот этого, на мой
взгляд, Магрини и не удалось: он сочинил просто хорошую музыку, в которой тема
"космодрома" никак не отражена (семплы и видеоряд не в счет). А жаль!
Что ж, подведем итоги: в целом, можно считать, что концерт удался - особенно с
точки зрения тех, кто воспринимал его без снобизма и слегка навеселе:). Если вы
поклонник Bad Sector, вам следовало быть там обязательно - впрочем, судя по
заполнению зала, вы, скорее всего, так и поступили. Ну а если вы не фанат этого
проекта - вы также ничего не потеряли, если его пропустили.
Alexis_Ch aka Bleubarbe
Впечатления NeverdiE
Довольно трудно воспринимать эмбиент-проект, когда ты находишься в прокуренном
помещении, дышать в котором уже затруднительно; когда перед глазами
затылки посетителей, а до сцены ещё метров 15, при этом никакого возвышения на
месте выступления не наблюдается; когда с двух сторон тебя прижимают локтями, а
рядом в интервале 15 минут бьются бокалы - не так ли? Но, тем не менее, обо всём
по порядку, ведь в Москву заглянул никто иной, как знаменитый итальянец Массимо
Магрини со своим ещё более знаменитым проектом Bad Sector!
Bad Sector не нуждается в представлении. Музыка,
находящееся на стыке нойза и эмбиента давно и надолго завоевала сердца
поклонников качественного и интересного звукового ряда. Массимо успел
прославиться не только в кругах любителей дарк-сцены, его также любят и
поклонники качественной электронной музыки, которые, в свою очередь, не являются
любителями индастриал/дарк эмбиент/нойз, а такое бывает довольно редко.
К клубу "Дом" я подошёл в 8 часов вечера (обстоятельства не позволили
появиться там раньше) и это оказалось большой ошибкой для меня - мало того, что
клуб оказался полностью забитым, так ещё все самые интересные диски к тому
времени были уже раскуплены. Немногочисленные сидячие места были заняты,
свободного пространства, где можно было просто постоять практически не
наблюдалось - абсолютно везде задевали локтями, плечами. Чем-то обстановка в
клубе "Дом" напоминала час пик в метро.
Полностью прочувствовав обстановку, я понял, что срочно необходимо влить в себя
литра два пива, дабы отвлечься от печальной атмосферы, царившей в клубе. Но и тут
меня ждала подстава: очередь за пивом от бара уходила прямиком к
выходу, но выбора у меня не было, на трезвую голову находится в "забитой большой
комнате" не представлялось возможным. Пересказав про себя "Войну и Мир" в
очереди, я, наконец, отведал клубного пива, которое в целом мне не понравилось,
хотя бывало и хуже.
К моему вселенскому ужасу народ всё ещё прибывал и прибывал. А тем временем, на
сцене появилась питерская формация Anthesteria, на выступлении которой волей
судеб я оказался уже в третий раз. Если попытаться абстрагироваться от общей
обстановки в клубе (в такой обстановке мало что может понравиться) выступление
прошло неплохо. По звуковому ряду музыка мне понравилась больше, нежели на
прошлых концертах, она стала разнообразней, разве что атмосферу проекта мне так
и не удалось уловить. Без пауз между треками выступление казалось более
целостным. Также был в кассу и видеоряд, хоть и без особых наворотов, но с ним
выступление воспринималось всё же интересней, нежели без оного, как это было в
клубе "Курс", в котором из-за накладок Джордж исполнял свою музыку без видео.
Не скажу, что я поклонник творчества Джорджа (который и олицетворяет собой
Anthesteria), но всё же заметно, что от концерта к концерту проект
развивается.
Половину выступления Anthesteria я простоял в очереди за очередной порцией пива,
но так как размеры клуба назвать большими язык не повернётся, мне было видно
практически всё, что происходило на сцене, чего не скажешь про людей, которым с
ростом повезло поменьше. Им приходилось наблюдать лишь затылки более счастливых
посетителей, которые посуетились и вовремя заняли удачное месторасположение,
либо опять же между затылками искать хоть какой-нибудь обзор сцены. Также была и
некая возвышенность в углу клуба, можно было подняться по лестнице и попасть на
небольшой балкончик. Как раз оттуда, не сомневаюсь, видно всё происходящее было
куда лучше, нежели в основном помещении, но свободного пространства там,
естественно не было. Думаю, его там не осталось уже минут через 10 после открытия
клуба.
Минут через пятнадцать после выступления Anthesteria на сцене появился
тот, ради которого многим пришлось направить свои
стопы в сторону "Дома" - Массимо Магрини. Выступление началось с плавного
эмбиента, через небольшой отрезок времени Массимо надел свои космические очки и
начал виртуозно управлять потоками звуков посредствам своих рук, которые словно
вычерчивали невидимые графики в воздухе. Вкупе с наикрасивейшим видеорядом,
который представлял из себя схемы космических кораблей и космические ландшафты,
выступление выглядело потрясающе. Идея использования инфракрасных портов
(контроллеров) для посыла сигналов на эффект-процессоры, или же непосредственно
на синтезаторы, конечно не является каким-то новшеством и мне уже приходилось
видеть выступления с использованием ИК - как мне показалось в случае с
выступлением Bad Sector, Массимо использовал их для посылка сигналов
непосредственно на ноутбук и применялись они на музыкальный софт, так как
каких-либо синтезаторов, особенно советских, мной замечено не было. Но
нельзя не отметить, как это было к месту, и как грамотно и красиво управлял
техникой гениальный итальянец. А следствием своеобразных телодвижений был
музыкальный ряд, который местами радовал эмбиентовыми ландшафтами, местами
уходил в космическую нойзовую шизофрению, а местами в ритмичный техно-эмбиент,
напоминая всем этим также любимый мной проект Biosphere, на выступлении которого
мне посчастливилось побывать двумя месяцами раньше.
Ближе к завершению концерта во мне было уже достаточно алкоголя, что позволило
сконцентрироваться на всём происходящем на сцене и даже немного
потанцевать под техно-эмбиентные ритмы. Разве что не удалось сделать главного, а
именно вникнуть в атмосферу концерта, а ведь музыка Bad Sector славиться
в первую очередь своей атмосферой, и в том, что происходило на сцене, прекрасно
чувствовалось, что она есть! Но вряд ли кому её удалось уловить, находясь в
толкучке "Дома". Также, в середине концерта я ясно почувствовал пары
марихуаны, кому-то, по-моему с балкончика, было в лом выходить на улицу
пробираясь через толпу - раскурились прямо на месте, дабы получше окунутся в
атмосферу космоса.
В конце своего выступления, сорвав шквал аплодисментов, Массимо покинул сцену,
оставив единственное хорошее впечатления от всего вечера.
Подводя итоги можно сказать следующее: выступление Bad Sector это единственное,
что не разочаровало меня за весь вечер (разве что ещё тост с ветчиной
понравился - вкусно и недорого). Остальное же - сплошной ад. Возможно "Дом" и
не такое плохое место, но только для локальных нойзовых мероприятий, которые там
обычно проводятся и собирают небольшое количество народа (тем самым позволяя
находится в клубе с относительным комфортом). Для выступлений грандов,
которые пропускать ну никак не хочется, атмосфера битком набитого "Дома"
вряд ли уместна.