9. Castle Party 2002
27 - 28 июля 2002,
Болков, Польша
Фотогалерея
Впечатления coroner
Впечатления Сергея Меренкова
Впечатления Al
Впечатления coroner
Поездка на польский фестиваль Castle Party для коллектива Russian Gothic Page стала уже своеобразной традицией - в этом году мы посетили гостеприимный замок городка Болков уже в третий раз. Приятно, что фестиваль от года к году изменяется, хотя характер этих изменений, точнее их оценка, не столь однозначны. В этот раз я решил описать мои впечатления не в виде хронологического рассказа, а остановится на отдельных, на мой взгляд, наиболее актуальных моментах.
Фестиваль.
В этом году программа Castle Party сильно отличалась от предыдущих фестивалей. Под отличиями я, конечно, имею в виду не просто другой набор выступающих групп, но гораздо более серьезные изменения. Готических фестивалей первой категории на свете не так уж много, и практически все они проходят в Германии - Wave Gotik Treffen, Mera Luna, Woodstage/Doomsday, Zillo Festival, и лишь один фестиваль - вне Германии - бельгийский Euro Rock. Остальные европейские фестивали заслуживают внимания лишь локальной аудитории и никоим образом не могут быть отнесены к "глобальным" событиям. Ранее Castle Party и был таковым локальным событием - без сомнения, событием грандиозным, но интересным главным образом для аудитории Восточной Европы. Да и сам состав исполнителей на оном можно было описать так - "восточноевропейские коллективы плюс несколько приглашенных западных звезд". В этом году всё было иначе - то, что организаторы не намерены приглашать группы из Восточной Европы, стало известно уже за полгода до фестиваля (и лишь "Украинский Готический Портал" по какой-то загадочной причине вплоть до самого фестиваля активно распространял информацию о том, что на Castle Party выступят две украинские группы, так никогда и не появившиеся в списке участников этого события), основной акцент было решено сделать на звезд западной готической сцены - DAS ICH, PROJECT PITCHFORK (позже замененные на HOCICO), CLAN OF XYMOX, DANCE OR DIE. Конечно же, не обошли вниманием и разнокалиберные польские группы и позвали "перспективные" западные коллективы - VENUS FLY TRAP, ACCESSORY, INSCAPE, SOMNAMBUL. Хотя, если посмотреть на то, из какой страны групп было больше всего, то может сложиться впечатление, что фестиваль проходил не в Польше, а в Германии - но в принципе, учитывая то, откуда в нынешней готике "ветер дует" - это неудивительно. Подобный подход организаторов имел свои плюсы и минусы. И честно говоря, я до сих пор не могу определиться в том, компенсируют ли они друг друга. Однозначно лишь то, что время, проведенное на фестивале, мне, безусловно, понравилось. Ну, а если говорить о минусах, то главный минус в серьезном сокращении программы - известных групп стало больше, за счёт сжатия фестиваля до двух дней (вместо прошлых трех) и наличия лишь одной сцены (ранее во время выступления скучного или неинтересного коллектива был шанс пройти на вторую сцену и посмотреть какую-нибудь другую группу там, а нынче мы были привязаны лишь к одной, главной площадке). Еще один серьезный минус - то, что фестиваль потерял свою "фишку" в виде привлечения групп из Восточной Европы. Не выступай они на Castle Party, мы (коллектив Russian Gothic Page - пр. ред.) вряд ли узнали бы о таких без сомнения интересных коллективах, как чехи XIII.STOLETI, словаки LAHKA MUZA и THE LAST DAYS OF JESUS и так далее, да и расставаться с шансом представить музыку с территории экс-СССР для польской аудитории тоже обидно, ведь на Castle Party выступали украинцы КОМУ ВНИЗ, литовцы SIELA, русские группы ROMOWE RIKOITO и CANONIS. И если фестивалей, сделанных по схеме "два дня - много звезд" и так немало, то раньше Castle Party был действительно уникален, однако будет обидно, если они продолжат эту линию без изменений, становясь всё более "западным" фестивалем. Хотя, конечно же, я прекрасно понимаю мотивы организаторов - приглашение групп из Восточной Европы по большей части - чистый альтруизм; понятно, что деньги, потраченные на приглашение, скажем, трех групп из России, Словакии и Литвы можно потратить с большей пользой, пригласив более или менее известный западный коллектив. Так что сокращение программы - однозначный минус, конечно, хотелось бы, чтобы фестиваль продолжался три дня и на двух сценах, но - увы. Плюс у нынешнего фестиваля был, пожалуй, один и явился следствием всего вышесказанного - фестиваль перешёл на новый, более высокий уровень, и группы, выступавшие в этом году, сейчас действительно актуальны. Ведь до сих пор для большей части жителей стран Восточной Европы Castle Party является наиболее реальной возможностью посетить концерты известных готических групп.
Дорога.
Что удобно в поездке на Castle Party, так это широчайший выбор способов передвижения до Болкова. От самых экономичных и бюджетных - автостопа и поездки на электричках через Брест и на автобусе от Вроцлова до Болкова, до поездки прямым фирменным поездом до Варшавы или Вроцлова, или вообще самолётом до Варшавы, а далее на комфортабельных поездах InterCity и такси. Честно говоря, я уже второй год подряд выбираю последний, самый дорогой способ, деньги конечно жалко, особенно их жалко, когда осознаешь что, ехал ради двух дней и пятнадцати групп (вместо прошлогодних и позапрошлогодних трех дней и тридцати групп соответственно), но у этого способа есть одно неоспоримое преимущество – оперативность. При правильно спланированном маршруте вся дорога от Москвы до Болкова займёт около десяти часов, а в остальных способах время в пути растягивается до пугающих двух-трех суток. Но в том и прелесть, что при отсутствии свободных финансов можно потратить на всю поездку всего долларов 150, выбрав более утомительную дорогу. В этот раз наш путь был не без своеобразных приключений - мы чуть не опоздали на самолет, вылетающий в Варшаву, а поезд, в котором мы ехали во Вроцлав, умудрился брутально сбить велосипедиста буквально за три минуты до конечной остановки. В остальном особых приключений не наблюдалось.
Место.
Для тех, кто не был на Castle Party и не читал наших прошлых впечатлений, имеет смысл вкратце рассказать, где же проходит сам фестиваль. Болков - крошечный городок, населением в несколько тысяч человек, находится в восьмидесяти километрах от крупного польского города Вроцлав, близ границы с Германией и Чехией - расстояние от Болкова до Праги или Берлина в несколько раз меньше, чем до столицы Польши - Варшавы! Для жителей восточной Европы и Германии расположение, без сомнения, более чем удобное - многие посетители из других стран едут на Castle Party на своих машинах, затратив на дорогу буквально несколько часов. Сам город достопримечательностей практически лишён, да что там достопримечательности - в городке-то всего одна пиццерия, одно кафе, один ресторан, несколько магазинчиков и две гостиницы. (Что до сих пор является для нас загадкой - кто в них останавливается в другое время?) Эти гостиницы, кстати, являются слабым местом Болкова - даже если вы хотите приехать на Castle Party и поселиться в гостинице, у вас ничего не выйдет: организаторы бронируют номера под группы и прессу, так что человеку "со стороны" нечего даже и пытаться поселиться в них. Оба отеля - что уютный и гостеприимный отель «Болков», что архаичный и невзрачный отель «Панорама» с удобствами на этаже - оба просто-напросто крошечные, и даже странно, что группы умудряются расселиться в них. Так что единственный вариант для проживания - кемпинг, довольно благоустроенный, но палатку придется тащить с собой. Можно, конечно, попытаться найти гостиницу в одном из близлежащих более крупных городов, но тогда придётся тратить время и деньги на дорогу на такси или на автобусе.
Хотя в Болкове, конечно же, есть одна достопримечательность - стоящий на горе над городом прекрасно сохранившийся средневековый замок, в котором и происходит фестиваль. Большая площадь внутри крепостных стен превращается в концертную площадку, небольшой дворик у отвесной стены - в крошечный рынок с музыкой и едой, а внутренняя часть замка, открытая лишь для групп, организаторов и избранной прессы - в пресс-центр и зону отдыха для групп. В этом году сцена была предусмотрительно укрыта от возможной непогоды (в прошлом году выступления хедлайнеров - THE GARDEN OF DELIGHT и DAS ICH - были отменены из-за начавшегося дождя и надвигавшейся грозы); справа был смонтирован большой экран. Рынок – это, без сомнения, одно из самых слабых мест Castle Party: каждый год он вызывает массу нареканий и находится в каком-то странном хаотическом состоянии - то улучшаясь, то вдруг резко ухудшаясь. Вообще, готический фестиваль без рынка - это не фестиваль! На том же Wave Gotik Treffen в разные годы рынок занимал от огромного ангара до многочисленных вместительных шатров. Но на Castle Party всё иначе - пара фирм, торговавших CD (западными и польскими - и те и другие по вполне умеренным ценам), и некий варшавский магазин готик-фетиш-одежды, поразивший скуднейшим ассортиментом, которому составят конкуренцию и привокзальные московские секс-шопы. Очень плохо в этом году было и с едой. Если в прошлом году выбор еды в замке был богат и разнообразен, то в этот раз был ограничен лишь сардельками – к середине дня остальная скудная еда и питьё (кроме пива) заканчивались. Это, кстати немаловажный момент – если на Castle Party 2001 было две сцены, и так или иначе все курсировали из замка и обратно, то в этом году все посетители кучковались в замке, оперативно уничтожая запасы продовольствия (без дополнительной подпитки было бы непросто отсмотреть все концерты с трех часов дня до двух часов ночи!). Почему такое постоянно происходит с рынком, для меня загадка. Фактически это самый главный "прокол" нынешнего Castle Party.
Посетители.
Готический фестиваль – это не просто сборище групп и каких-то абстрактных посетителей, как это бывает на металл-фестивалях, тут и посетители играют свою, немаловажную роль - собственно и создавая уникальную атмосферу готического фестиваля. В прошлые годы российская "делегация" выглядела колоритней всех - это не попытка приукрасить реальность, а оценка многих посетителей из разных стран. В этом же году "качество" посетителей существенно улучшилось, и москвичи смотрелись уже сравнительно заурядно. В первую очередь это произошло благодаря большому числу иностранцев - немцев, французов, литовцев, но, без сомнения, и среди поляков с каждым годом появляется всё больше колоритных личностей - конечно же, до Wave Gotik Treffen еще пока далеко как до луны, но определенный прогресс налицо. Интересно и то, что некоторые немецкие культовые готические персонажи, каждый год дефилирующие на WGT и даже запечатленные на официальных календарях оного, в этом году добрались и до Castle Party. Точное число посетителей мне неизвестно, но на некоторых концертах буквально всё фестивальное поле было забито битком; такого на прошлых фестивалях я не припомню и, наверное, народу всё же было больше чем раньше - наверное, тысяч шесть-семь. Еще один забавный и позитивный момент - в этом году было необычайно много русскоговорящего народа. Я не говорю о посетителях из России и Беларуси, которых тоже было в достатке, причём из разных городов, а о неожиданно появившихся русскоговорящих французах, немцах, поляках - эта неожиданная экспансия русского языка лично меня весьма порадовала, но самый большой прикол в том, что два единственных встреченных мной жителя Украины (вывесивших свой национальный флаг на деревце у стены замка, словно водрузив красное знамя на Рейхстаг - кстати, такого больше вроде никто не додумался совершить =), общались исключительно на английском! Выдав нечто вроде - "я есть плёхо говорить по-русски"... На фоне тотального "обрусения" даже неславянских посетителей это выглядело более чем комично. Так что вам не стоит бояться языковых барьеров, даже если вы не знаете английского (ну, только если не захотите пообщаться с украинскими готами =), существенная часть польской молодёжи как минимум понимает русский, а часть и вполне сносно на нем говорит, а уж о представителях старших поколений уж и говорить нечего - по-русски вас поймут везде, и опять же, вопреки странным слухам, реакция на русский язык не то чтобы не негативная, а напротив - очень даже позитивная и радушная.
Концерты.
День первый. Изучение программы первого дня особого оптимизма не вызывало: лишь концерт одной группы мне был действительно интересен - DAS ICH, еще хотелось посмотреть SOMNAMBUL и FADING COLOURS. Остальное, даже именитые рок-ветераны 80-х NEW MODEL ARMY, мне было как-то менее интересно. Вообще, программа первого дня производит жуткое впечатление - смешать на одной сцене trip hop, black metal, electro pop, dark wave, pop/rock и post-punk - затея, мягко говоря, странная, но оставим это на совести организаторов.
Программу дня открыли VENUS FLY TRAP, английская группа, существующая с середины 80-х и выпустившая кучку альбомов, и тогда и сейчас по сути нафиг никому не нужная. Почему - стало понятно в ходе их концерта: серый и заурядный пост-панкововый рок позитивных эмоций явно не вызывал - неудивительно, что своеобразным "зенитом" карьеры лидера группы Alex Novak было участие в культовом проекте ATTRITION в середине 80-х.
Следующими выступал перспективный немецкий проект SOMNAMBUL, и хотя сама группа и готическая пресса активно использует модный термин dark trip wave, для описания подобной музыки, параллели уместней провести с классикой trip-hop - PORTISHEAD. Музыка у группы неплохая, и вокалистка приятная - как голосом, так и внешностью, но, к сожалению, этого мало - особых хитов у группы нет, и на концерте они слушаются скучновато.
Группа DANCE ON GLASS является своеобразным семейным проектом английского клана Блумбергов, и ярким примером интернациональной дружбы и кооперации - вокалистка польской gothic группы BATALION D'AMOUR - Ania Zachar, вышла замуж за Dave Bloomberg - гитариста культовых рокеров NEW MODEL ARMY. Вместе они и создали новый польско-британский проект DANCE ON GLASS, который, по правде, звучит так, будто никаких англичан в нём нет и в помине - как обычный польский рок с женским вокалом. Вокал у Ани весьма неплох, но вот сама музыка оставляет желать лучшего - польская аудитория их приветствовала с энтузиазмом, заставив в очередной раз размышлять о загадочных особенностях национального менталитета. Польскую атаку продолжили местные рок ветераны VARIETE - и вновь разочарование, банальный рок, без особой готичности и интересных фишек, аудитория по-прежнему ликует. Дальше - хуже, странным образом на фестиваль затесались блэк-миталисты CHRIST AGONY... Существенная часть посетителей во время их выступления просто предпочла удалиться подальше от сцены - в их числе был и я. К счастью, последние три коллектива завершавшие этот, в общем-то, до обидного неинтересный и скучный день, вселяли хоть какую-то надежду - но и тут не обошлось без разочарований.
FADING COLOURS - культовый польский коллектив, ставший известным после выхода готик-рокового альбома "Black Horse" в 1995 году, уже несколько лет разрабатывает нишу synth/electro pop, и надо заметить, преуспели в этом - на данный момент это единственная польская готическая группа, в полной мере признанная на западе, и в первую очередь это обусловлено грамотным про-западным саундом. Группа, которая до недавнего времени являлась семейным кланом - два брата Раковски плюс жена Лешека Раковски - красавица вокалистка De Coy, в этот раз выступала усеченным составом - Крис Раковски был заменен манекеном (кроме шуток - на его месте за синтезаторами был водружен манекен), очевидно, ему было не до выступления, ведь именно он и является непосредственным организатором фестиваля. На мой взгляд, выступление прошло хуже, чем в прошлом году - скромней и как-то скомканней, впрочем, не у одного меня такие впечатления.
А вот выступление следующей группы я ждал с нетерпением, и ожидания оправдались не то чтобы на 100%, а на все 1000% - я говорю о выступлении легендарного darkwave-проекта DAS ICH. Признаюсь, поклонником творчества DAS ICH я не являюсь, но последний диск, вышедший несколько месяцев назад - "Anti'Christ", меня реально проплющил, так что на выступление я возлагал большие надежды. За несколько часов до концерта я побеседовал с Бруно Краммом, насчёт планируемого шоу в Москве. Радостный Бруно, сверкая лысиной и ярко-красными рогами, пообещал выдать грандиозное шоу и на Castle Party и в Москве, и не знаю, как насчёт второго, но по поводу первого - не обманул. "Шоу" началось с появления Крамма и Акермана на сцене с нехилыми металлическими конструкциями. Под бурные овации публики DAS ICH сами собирали свою концертную установку; что случилось с техниками - доподлинно неизвестно, однако брутальная установка была оперативно собрана, и выступление началось. Кстати, об установке - всё гениальное, как известно - просто, и тут именно такой случай, наш корреспондент Merime, в своих впечатлениях о выступлении DAS ICH на Wave Gotik Treffen 2001 метко обозвал это сооружение "двумя мангалами" - действительно - стойки для клавишных напоминали железные мангалы, но основная фишка в том, что эти "мангалы" закреплены в центре сцены, на шарнирах, что даёт возможность их перемещать по сцене по кругу и сдвигать - это сложно описать словами, но один этот, на первый взгляд элементарный, элемент очень оживляет выступление, но, конечно, главное шоу разыгрывал Штефан Акерман - человек с поистине потрясающей пластикой, ужасающей мимикой и эффектным вокалом. Все блэк-миталисты и сатанисты кажутся просто детьми по сравнению с Акерманом, распятым на металлической микрофонной стойке, с ужасными гримасами исполняющим песню "Gottes Tod" ("Смерть Бога"). Программа представляла своего рода "the best" - органичный микс композиций с нового альбома и классических трэков - "Destillat", "Gottes Tod", "Der Schrei". Мощнейший электронный драйв, дикая тёмная энергетика группы, да и само "шоу" одного актера в лице Акермана - всё это действительно незабываемо. Даже я, фэном этой группы не являясь, проникся и пал ниц перед их величием, нагло притаившись в загончике для фотокорреспондентов - в полуметре от сцены, чего на остальных концертах, конечно же, не делал.
Затмить такое шоу было трудно, и возможно для кого-то хедлайнеры этого для NEW MODEL ARMY и стали лучшим выступлением, но только не для меня. Культовые ветераны пост-панка выдавали драйвовый рок, сыграно всё было очень профессионально и хитово, но время такой музыки уже прошло, и, возможно, удовольствие от концерта NMA и было нешуточным, но только для тех, кто давно знает и любит группу под руководством Джастина Салливана, манерами и внешним видом напоминавшего локального рок-стара Гарика Сукачева. В Польше вообще популярен рок 80-х, поэтому приглашение NEW MODEL ARMY, некогда очень любимых и уважаемых готами, но сейчас основательно подзабытых (хотя диски они выпускают до сих пор), вполне оправдано. Концерт этот я до конца досматривать не стал, и спать отправился заблаговременно.
День второй. Второй день обещал быть гораздо более удачным. Программу открыло молодое электро-трио из Германии INSCAPE. Слушать эту группу на дисках я не очень люблю, но вживую их разухабистый электро-поп оказался более чем достойным. Большая часть композиций - ударные хиты, да и сама группа на сцене смотрелась неплохо - рубаха-парень вокалист, и два клавишника (один полуобнаженный лысый фрик, второй - а-ля прогрессивный оготиченный блэкер). Программа была из композиций с двух последних дисков - "Neonsonne" и "Lichtjahrhundert", с перевесом в сторону последнего. Народу на выступлении было мало, но к концу выступления у сцены уже шло "рубилово".
Дальше "рубилово" стало еще более жестоким, так как на сцене появились новые герои немецкого футуристического electro/EBM и соратники INSCAPE по лэйблу Out of Line – ACCESSORY. К сожалению, их выступление началось с технических неполадок - один из микрофонов не работал, и первые две композиции, включая супер-боевик "Deadline" просто скомкались и на должном уровне исполнены не были, хотя дальше они разыгрались в полную силу, как и на концерте на последнем Wave Gotik Treffen, два долговязых вокалиста, похожие как клоны, гоняли по сцене, а третий участник группы притаился за горой аппаратуры. Звучание у ACCESSORY очень навороченное и "притехнованное", из-за чего многие отпускали нелестные отзывы в их адрес.
Следующий коллектив, GOD'S BOW, пожалуй, единственная польская группа, которая в перспективе сможет пробиться на запад, как и их "старшие братья" FADING COLOURS - сейчас группа активно раскручивается в Германии, и, возможно, скоро станет достаточно известной. Хитовости им пока не хватает, но звучание и сам материал весьма неплохи - ненавязчивый synth/electro pop с женским вокалом.
Еще одни немцы, DANCE OR DIE, группа достаточно известная; их прошлогодний альбом "Schlaffendeenergie" был весьма неплох, однако несмотря на мощный концертный саунд и исполнение ударных боевиков, группа ужасно смотрится на сцене - как кучка бомжей, выбравшихся поиграть на забытых кем-то инструментах. Это отмечали и наши корреспонденты, побывавшие на их концерте на Wave Gotik Treffen в этом году, это было заметно и здесь - лоснящийся грузный вокалист и клавишник, напоминающий опустившегося металлиста, - не самое приятное зрелище, хотя мощь концертного выступления в какой-то мере компенсировала негативные эмоции, вызванные нелепым видом коллектива на сцене. Было исполнено много хитов с "Schlaffendeenergie", некоторые композиции в неальбомных версиях. В целом - сильное выступление, хотя и видок у них не ахти, но всё же не в консерватории выступали, так что простительно.
Следующие два выступления фактически слились для меня воедино. Надеюсь, гнева польских готов я не вызову, но то, что называют в Польше gothic rock и gothic metal вызывает у меня неподдельное удивление. Группы MOONLIGHT и CLOSTERKELLER в этом смысле вполне характерные примеры - обе исполняют своеобразный тяжелый рок с женским вокалом, но чего в этой музыке готического? Если MOONLIGHT, выступающие чуть ли не на каждом фестивале Castle Party отчасти и приближены к металл-звучанию, то CLOSTERKELLER звучат как лауреаты фестиваля польской эстрадной песни Сопот-86, решившие утяжелить своё звучание (впрочем, одна их баллада даже и без всякого утяжеления вполне могла бы стать лауреатом данного фестиваля из далеких 80-х). Вокалистки обеих групп, в особенности Аня Ортодокс из CLOSTERKELLER, отличаются зычным, мощным вокалом, да и инструментальная часть тоже на высоте, но, к сожалению, или к счастью, эти группы навсегда останутся лишь локальными достопримечательностями, так как звучат очень «ортодоксально»-роково. При этом глупо отрицать, что группы эти профессиональны, и аудитория принимала их весьма восторженно, причем это даже мягко сказано - народу на площади перед сценой на выступлении CLOSTERKELLER было больше, чем на выступлении какой-либо другой группы. Дело тут даже не в том, что лирика у них на польском, просто звучат они ну очень уж специфично - по-польски.
Изначально хедлайнерами фестиваля должны были быть настоящие звезды мировой готической сцены PROJECT PITCHFORK, но за неделю до фестиваля их выступление было отменено - по официальной информации, из-за невозможности выполнить дополнительные технические требования группы. Организаторы в спешке искали достойную замену, и нашли действительно удачный вариант - пригласили мексиканских звезд dark-electro HOCICO, правда, сделав их не хедлайнерами - честь закрывать фестиваль досталась CLAN OF XYMOX. Я уже был на концерте HOCICO, причём совсем недавно, два месяца назад - на Wave Gotik Treffen 2002 в Лейпциге; там брутальным мексиканским мачо тоже выпала честь выступать предпоследними - перед FRONTLINE ASSEMBLY. То выступление было действительно грандиозным - на огромном экране проецировался провокационный порновидеоряд, а безумный тёмно-электронный драйв просто валил с ног. К сожалению, на Castle Party всё прошло гораздо скромнее и нелепей. HOCICO три раза пытались начать своё выступление: с барахлившим и отключавшимся микрофоном они боролись минут десять, после чего просто покинули сцену, ожидая, пока техники всё исправят. И, действительно, вскоре вернулись - Erc Aicrag как заводной носился по сцене и орал диким голосом, а Rasco Agroyam колдовал над грудой хитрых электронных приспособлений. Энергия Erc Aicrag вызывает у меня безмерное уважение - человек чуть ли не целый час носился по сцене как заводной, фотографировать его было непросто: только направишь на него фотоаппарат и приготовишься, а он хлоп - уже ускакал на другой конец сцены. Честно говоря, на скольких концертах я был, но такой дикой энергии и мобильности больше ни у кого припомнить не могу. Программа была практически идентична той, что была представлена на WGT - основана на хитах с новейшего альбома "Signos de Aberracion" (а не-хитов на нем и нет вовсе!). Однако выступлению так и не суждено было стать грандиозным - два раза выползал на сцену звукооператор, видимо, шептавший Rasco, что пора закругляться, ближе к концу выступления на сцену уже выползла пара техников, которые, абсолютно не стесняясь, стали устанавливать гитарный комбик, видимо, предназначенный для CLAN OF XYMOX. Так что отвлекавших факторов была масса, и я ничуть не удивился тому, что после такого HOCICO не стали выходить на бис, хотя их звали минут пятнадцать. По сравнению с тем выступлением, на котором я был два месяца назад, это было просто провальным - правда, не по вине самих музыкантов. Однако многим этот концерт понравился - надеюсь, после моего описания вы можете понять, насколько хорош был их гиг в Лейпциге, если это выступление по сравнению с ним мне кажется просто кошмарным! Обидно, что так получилось - даже через столь короткий промежуток мне очень хотелось еще раз получить удовольствие от выступления "бруталлос мексиканос электрос" - но не вышло, хотя я готов на их концерты ходить каждые два месяца =).
Так уж получилось, что потенциальный шанс попасть на концерт моих любимцев из Голландии CLAN OF XYMOX у меня был уже не раз, однако всё время что-то мешало этому, и вот в первый раз я попал на выступление одной из моих любимых групп. Скажу честно, из творчества мне в равной степени нравятся как ранние альбомы - "Clan of Xymox" (1985) и "Medusa" (1986), когда они еще играли то, что позже назовут synth gothic, так и новейшие готик-роковые диски - "Hidden Faces" (1997), "Creatures" (1999) и "Notes from the Underground" (2001) - по понятным каждому фэну COX причинам, альбомы в промежутке между упомянутыми в число любимых не попали. Так как сейчас группа исполняет современную инкарнацию готического рока, я наивно предполагал, что на концерте будут исполнены лишь композиции с последних трех дисков - ведь их звучания в конце 90-х и в середине 80-х абсолютно различны - с трудом я себе мог представить, что материал старый и новый можно совместить в одном концерте, но оказалось, что можно, да еще как! Программа представляла собой "the best" по несколько композиций со всех альбомов, даже и из среднего периода творчества, начиная с "A Day" с дебютного диска 1985 года и "Back Door" с "Medusa" до новейшего боевика "I Want You Now", с последнего альбома. А на бис даже была исполнена композиция "Muscoviet Mosquito" с самой первой демо-записи 1984 года! Главный сюрприз концерта - необычайно мощное звучание, мало похожее на студийное. Если новые альбомы без особых натяжек укладываются в определение готического рока, то в живом выступлении электронная составляющая чуть ли не доминировала, превратив материал в мощнейшие electro-goth-боевики - новые композиции звучали более электронно, а к старым хитам, наоборот, было добавлено гитарного драйва - за счёт этого программа получилась вполне однородной, без сильных перепадов и подозреваю, что зрители, незнакомые с творчеством CLAN OF XYMOX, если такие были, вряд ли смогли бы отличить - какие композиции были созданы почти 20 лет назад, а какие - в прошлом году. Группа очень эффектно смотрится на сцене, правда, Ronny Moorings вряд ли выиграет приз как лучший шоу-мен, зато он вполне убедителен в образе "готик-рокового" героя, подстать ему и очаровательная басистка с экзотическим именем Мойка, с ног до головы затянутая в винил. Колоритна была и клавишница Denise Dijkstra, запрятанная в глубине сцены. Вообще, концерт произвел на меня сильнейшее впечатление, однозначно попав в мой личный top 10 лучших концертов, на которых я был.
Заключение.
Перечитал впечатления и поймал себя на мысли, что всё очень странно получается - действительно понравилось всего два концерта - DAS ICH и CLAN OF XYMOX, первый день не понравился вообще, да и впечатления от польских групп не то чтобы особо восторженные, но при этом, в целом, впечатления от фестиваля сугубо позитивные - странно это. То ли двух очень хороших концертов мне было достаточно, то ли недостатки были компенсированы общением со старыми и новыми друзьями и знакомыми или просто - атмосферой фестиваля? Затрудняюсь ответить - однако сожалею лишь о том, что фестиваль в этом году был так короток, всего два дня вместо трёх, а в остальном - всё ok! =)...
coroner