Концерт MLADA FRONTA (Франция) и ANTHESTERIA (Санкт-Петербург),
18 сентября 2005,
клуб "Курс", Москва, Россия
Впечатления Alexis_Ch aka Bleubarbe
Впечатления NeverdiE
Впечатления Alexis_Ch aka Bleubarbe
Великий немецкий философ Ф.Ницше определяет музыку как чистую волю, лишенную
какой-либо сюжетности и образности. Музыка не выражена через лирику, видеоряд
или поведение артиста на сцене - все это имеет к ней отношение, но остается еще
нечто невыразимое: некая "самость", бытие музыки как "вещи в себе". Это нечто,
не имеющее зримого образа, нечто, что с трудом может быть выражено словами, и
тем не менее знакомое каждому меломану: то эмоциональное содержание, которое и
делает нас восприимчивыми к музыки. Случается, что эмоции напоминают бурный
поток, захлестывающий слушателя подобно океанской волне, растворяющий в
безбрежном, но встречается и музыка, подобная не океану, но крохотному ручейку,
который мягко, неспешно, но настойчиво прокладывает свой путь к сердцу
слушателя, заставляя его биться в унисон с собственным журчанием. Именно эта
эмоциональная наполненность, незаметная, но грозная сила, и есть подлинная суть
музыки как искусства.
Это лирическое отступление предваряет мой отчет о состоявшемся на днях
совместном концерте французских мастеров intelligent dance music MLADA FRONTA и
проекта нашего соотечественника из Питера, известного как ANTHESTERIA. Как
обещал анонс, в рамках концерта MLADA FRONTA представила целых два выступления
- одно на материале своего последнего альбома "Dioxydes", а второе -
танцевальный сет на базе материала альбомов "High Tension", "Fe2O3" и "Oxydes"
в исполнении основателя проекта Remi Pelleschi. Мероприятие имело место быть в
помещении московского театра имени Н.В. Гоголя, в закутке, где ранее размещался
довольно известный клуб "Табула Раса". Ныне его (помещение) занимает заведение
под названием "Курс", однако его стены до сих пор хранят следы прежнего владельца
- такие, например, как логотип "Табула Раса" на электрощитках.
Не без труда, признаться, отыскав данное заведение, я попал внутрь как раз во
время выступления первого участника. Основатель и единственный на сегодня
участник проекта ANTHESTERIA Джордж колдовал над синтезатором, наполняя
атмосферу неторопливым, но заводным перестуком ударных на фоне благородного
дарк-эмбиентного гула. Вживую ANTHESTERIA кажется мне интереснее, чем в записи,
хотя те, с кем я успел обменяться впечатлениями, по-моему, были
противоположного мнения на этот счет.
Во время выступления Антестерии я успел осмотреться, поприветствовать
присутствовавших друзей и знакомых, оценить обстановку и публику. Среди
последней приятно удивило значительное число готического народа - большей
частью почему-то не "при параде", а в повседневной одежде. Разумеется,
присутствовало немало крепких молодчиков со стрижками разной степени
короткости, вплоть до полностью голого черепа, и склонностью к выражению своих
эмоций путем вскидывания правой руки в римском приветствии - совершенно не в
кассу, надо сказать: MLADA FRONTA - это все-таки не DER BLUTHARSCH и даже не
LAIBACH. Продвинутые фанаты индастриала, дарк-эмбиента и IDM, как им и
положено, ничем не выделялись среди среди прочей публики и узнавались только в
лицо.
Небольшой ажиотаж вызвал столик с дистрибуцией в одном из уголков зала - не
столько выбором, сколько ценами на продукцию, которые приятно удивили: так,
всего за 500 рублей я приобрел два недурственных IDM-альбома в аскетичных
алюминиевых упаковках - купил бы и третий, но он закончился прямо перед моим
носом. Продавщицей была милая чернокудрая девушка с длинными ресницами, не
понимавшая ни одного языка, кроме родного галльского - подходящий случай, чтобы
вспоминать уроки французского языка, которые я брал во время учебы в институте.
Однако единственной полноценной французской фразой, которую мне удалось выдать,
было "Bienvenu a Moscou" - в остальном для объяснений хватило смеси
английского, русского и жестов.
ANTHESTERIA, основательно разогрев публику, закончила свое выступление, и
после на удивление недолгого перерыва в динамиках что-то звякнуло, загудело, и
моим глазам предстала MLADA FRONTA. Вернее, предстали два перкуссиониста,
которые выбивали заковыристый синкопический ритм на электронных "блинах",
издававших при ударах сухой электрический треск. Что же касается Пеллеши, то
его я не сразу разглядел, так как он уселся с микшерским пультом, на несколько
ступенек ниже, и сгрудившийся у сцены народ полностью его загораживал. Ну что
же, это и правильно - истинный кукловод должен держаться в тени и дергать за
ниточки марионеток, при этом сам оставаясь невидимым!
В таком необычном для современной электронной музыки исполнении прозвучал
материал "Dioxydes" - достаточно интересный IDM, удачно дополненный "живыми"
ударными. Видеоряд, экспонировавшийся на заднем плане, представлял собой
нарезку из урбанистических пейзажей, в котором сменяли друг друга образы
заводов, электростанций, каких-то бетонных резервуаров непонятного назначения,
многоэтажек, ветряков и хайвеев. В принципе, ничего неожиданного - подобная
подборка для данного жанра вполне типична, так что громкие заявления
устроителей об "экспериментальной провокации в области
электронно-индустриальной музыки" не следует воспринимать всерьез. Тем не
менее, выступление было выше всяких похвал.
Вслед за первым выходом на сцену MLADA FRONTA последовал часовой перерыв и
EBM и synth-pop от DJ Negative. Когда музыка dj-сета
смолкла, нетерпеливая публика столпилась у сцены в ожидании "второго
пришествия" хэдлайнеров. И оно последовало, не то слово! Реми появился на сцене
в популярном в народе амплуа Оракула Божественной Бутылки - иными словами,
сильно подшофе - и зажег так, что мало не показалось никому. Назвать то, что
вытворял Пеллеши на сцене и то, что творилось в партере, словом "угар" - значит
не сказать ничего! Уместнее всего тут прозвучала бы какая-нибудь парафраза a la
Венечка Ерофеев (см., например, первую редакцию повести "Москва-Петушки", глава
"Серп и Молот - Карачарово"), но боюсь, редакция подобных вольностей не
одобрит. Народ, естественно, отрывался по-черному, наиболее отчаянные головы в
непосредственной близости "к телу" даже устроили всеобщий слэм! Другие, не
столь безбашенные, но не менее храбрые, как ни в чем не бывало отплясывали
посреди всего этого разгула в интернациональном народном стиле "рукомашество и
дрыгоножество".
На этой пафосной ноте, собственно, для меня концерт закончился. Наплясавшись
вдоволь, я выбрался из толпы на свободу. Время было позднее, и необходимость
наутро рано вставать и ехать на работу заставила меня, не дожидаясь окончания
выступления Пеллеши, вместе с друзьями покинуть клуб.
В целом, концерт и оба его участника - что ANTHESTERIA, что MLADA FRONTA -
произвели на меня превосходное впечатление, которое еще не скоро смоется
быстротечным потоком жизни. Красноречивый контр-пример для тех, кто привык считать,
что ноутбук - основной инструмент современного исполнителя и что формат
электронной музыки исключает "живое" выступление!
Alexis_Ch aka Bleubarbe