Мое знакомство с группой Nitzer Ebb произошло в далеком 1990-м году. Тогда в
умирающей на глазах Стране Советов по каналу "2х2" частенько показывали отрывки
вещания буржуазного телевидения "Super Channel", что весьма котировалось
молодежью. И вот как-то раз я, 13-летний пионер, вернулся домой из школы, ничего
не подозревая, включил телевизор и наткнулся на клип "Fun To Be Had". Помню, что
в юном сознании клип, где под тяжелое электронное сопровождение показывали лишь
двух постоянно бегущих по улицам и кувыркающихся людей, вызвал почти что шоковое
состояние. Наполненный скрытой агрессией видеоролик показался мне феерическим и
удивительным.
Потом я услышал альбом "Showtime", а спустя год вышел экспериментальный
"роковый" "Ebb Head". Позже я освоил и ранний материал группы - "Belief", "That
Total Age". Так британский коллектив на долгие годы стал для меня одной из
любимых групп. Шло время, мои музыкальные вкусы и пристрастия менялись, но
периодически возникало желание вернуться к прослушиванию агрессивных, на первый
взгляд незамысловатых секвенций, и (удивительно!) каждый раз там открывалось
нечто новое, резонирующее с моим текущим состоянием.
Каплей дегтя стал долгожданный альбом "Big Hit". Было отчетливо видно, что
усилиями продюсеров из группы решили слепить некое электронное подобие U2 или
даже хуже того. Все это было очень грустно. Попытка, обреченная на провал с
самого начала, само собой... провалилась. А "Big Hit", так и не принесший группе
миллионных тиражей и миллионы обожателей, стал жирной кляксой в истории проекта.
Nitzer Ebb распался и хранил молчание более десяти лет.
И вот недавно музыкальные средства массовой информации разродились сенсационной
новостью о воссоединении группы. Более того, было объявлено о начале тура в
поддержку выходящей double CD компиляции. А что особенно приятно, Москва
фигурировала в гастрольном графике. Оставалось только ждать.
День провожал другой, незаметно наступило 19-ое июля. Все желающие увидеть
британских пионеров электронной сцены должны были явиться в клуб "Город". Надо
сказать, что теплым летним вечером зрителей пришло не так много - сотни три, от
силы четыре. С организацией концерта вроде как все было на уровне, и даже
несмотря на то что концерт был заявлен на 21:00, а начался с часовым опозданием,
настроение это сильно не испортило. Все это время публику умело развлекал DJ
Володя: его сет жесткого minimal techno отлично настраивал на нужную волну.
Внезапно, после непродолжительной паузы, под все нарастающие звуки интро из
"Getting Closer" на сцене один за другим появились Кортни Кляйн (специально
приглашенная барабанщица) и "продавшие душу дьяволу" Бон Харрис и фронтмен
Дуглас Маккарти. Несмотря на то, что в сумме дуэту уже перевалило за 80 лет,
ощущение было такое, будто последние два десятилетия в барокамере, сохраняющей
молодость, лежали именно они, а вовсе не Майкл Джексон. Надо заметить, что
группа практически вернулась к своему первоначальному имиджу с элементами
military и nazi style. А учитывая традиционную "пролетарскую" эстетику группы -
звезды, шестеренки - можно сказать, что по российским понятиям проект стал почти
"красно-коричневым". Но если серьезно, то надо отдать должное: Nitzer Ebb, в
отличие от "братьев по цеху", всем известного квартета из Словении, "политикой"
и пропагандой никогда не занимались.
Их музыка - это сгусток энергии, исступленный минимализм, доведенный до
совершенства. Четкие ритмы, продуманность каждой фразы, выверенность каждого
звука. Как говорил Брамс, "музыку написать легко, сложнее всего зачеркнуть
лишние ноты". Англичане, надо признать, с уборкой "лишних нот" справляются
гениально, а голос Дугласа Маккарти по прежнему может считаться одним из самых
сильных и самобытных на электронной сцене.
Энергетика была мощнейшая, а драйв, с которым Nitzer Ebb зажигали на сцене, даст
фору очень и очень многим. Подборка сета идеальная - прозвучали все громкие
хиты: "Blood Money", "Godhead", "Control I'm Here", "Join In The Chant",
"Lightning Man", "For Fun", etc. Ни одного трека из "Big Hit" публика так и не
услышала. Приятно, что группа понимает, за какие именно песни ее любят в первую
очередь! На бис были сыграны "Fun To Be Had" и "I Give To You". Во время
исполнения последней композиции, правда, что-то явно случилось со звуком - кроме
гудящих басов, по сути, ничего слышно не было. С вокала будто бы слетела вся
эффект-обработка, а барабанщики, словно уже не слыша музыки, начали играть
вразнобой. Но, несмотря на данный казус, концерт был закончен очень достойно. И
хотя я уверен, очень многие хотели услышать именно "I Give To You" во всей своей
красе, общее ощущение от концерта было более чем позитивным.
Не очень приятный момент произошел где-то в середине концерта: несколько
зрителей внезапно растянули перекрывший половину сцены самодельный транспарант с
надписью "In EBM we trust". Не хочу никого обидеть, но более глупого способа
высказать свое почтение группе придумать было сложно. Безусловно, Nitzer Ebb
повлияли на становление жанра, но, как часто это бывает с великими группами,
сами они, будучи новаторами, создали в итоге музыку гораздо многограннее,
сложнее и самобытнее, чем пресловутый стиль "body". На этой поучительной ноте
хотелось бы откланяться.
P.S. Также хотелось бы поделиться парой небезынтересных ссылок.
В прохладный пасмурный вечер, шагая по Садовому кольцу по направлению к клубу
"Город" - так теперь называется бывший "Рокси" - я почти жалел, что взялся
освещать этот концерт. Это была среда, будний день, который выдался тяжелым,
было много работы, я жутко устал и меня постоянно клонило ко сну. В этом
состоянии адекватно оценивать чье-то выступление и потом составить качественный
отчет - все равно, как пилоту заходить на посадку в аэропорт Иркутска на А-320 с
неисправным двигателем. В общем, выставляю на суд публики то, что получилось -
берцами прошу не бить.
На поверку "Город" оказался все тем же "Рокси", ничуть не изменившимся, включая
"гейские" репродукции в стиле Ренессанс. Чего ради меняли название - неужели
из-за проблем с копирайтом? Если так, то тоже странно, учитывая, что подлинный
Roxy приказал долго жить несколько лет назад.
Также "Рокси" не излечился от дурной склонности к затягиванию начала выступления
(или то вина организаторов?). Время выступления Nitzer Ebb в анонсе было
обозначено как 21.00 - 23.00. Фактически же группа вышла на сцену на 40 минут
позже заявленного времени, и отыграла не два, как можно было бы подумать
(впрочем, искушенный человек в такое не поверит), а менее полутора часа.
Впрочем, когда долгожданная группа выходит на сцену, все это теряет значение. Вокалист
Douglas McCarthy в течение основного сета был одет в черную рубашку и носил
темные очки, а во
время заключительного вышел с голым торсом (и без очков). На сцене он вел себя в соответствии с канонами
жанра, то есть метался из стороны в сторону и орал в микрофон. Толстяк Bon (Vaughan Harris),
напротив, чинно восседал то за синтером, то за ударными, как человек, знающий
себе цену и не нуждающийся в особых средствах самовыражения.
В качестве основной ударницы (так и хочется сказать - социалистического труда:))
в Nitzer Ebb ныне выступает Kourtney Klein - суровая нордическая дева
андрогинного вида, чей имидж как будто cрисован с девушек-барабанщиц из Laibach,
но в отличие от них, играет она не на бутафорских, а на всамделишных барабанах.
Андрогин-женщина - образ, конечно, затасканный, но все равно чертовски
привлекательный! Мужчина-андрогин может выглядеть гламурно, готично или просто
педерастично; женщина-андрогин - совсем другое дело: это всегда валькирия,
агрессивно-тоталитарная и беспощадно-грозная.
А вот звук похвалить не могу. Музыки я практически не услышал - то ли звук
паршивый, то ли я совсем оглох на старости лет - не знаю, что более
правдоподобно:). Создавалось впечатление, что слушаешь какой-нибудь Combichrist
- настолько "выпали" все моменты, интересно звучащие в концертных записях.
Выступление состояло исключительно из старых композиций - да и откуда было бы
взяться новым, если после реюньона группа не выпустила ни одного альбома? В
некоторых песнях, несмотря на чисто электронный саунд, отчетливо проступает
старый добрый британский пост-панк 80-х, как по музыке, так и по текстам. Да и
сами облик и манеры группы напоминают пост-панк или нью-вейв - особенно это
касается Doug'а.
Описывать ликующую толпу фанов в партере неинтересно, поскольку такое случается
почти на каждом концерте модной заезжей звезды. Также само собой подразумевается,
что Nitzer Ebb выходили "на бис". После окончания концерта публика долго не
расходилась, ожидая третьего выхода, но, как оказалось, напрасно.
Вывод: Nitzer Ebb - сама по себе достойная группа. До уровня обоих "фронтов": что 242, ч
то FLA - она, по моему мнению, не поднимается - да и сравнивать их не очень корректно, это
все-таки разные подходы к музыке. Но тем не менее, Nitzer Ebb заслуживает внимания как проект,
под который можно отрываться на танцполе, и в то же время - который интересно слушать.
Единственное, что можно поставить им в упрек - то, что время ушло вперед, Nitzer Ebb же
"воскрес" на том самом месте, на котором распался, да так на этом месте и остался. Но может
быть, мы еще услышим от них свежую ноту?