"…Красивая девушка, стоящая рядом со мной, облокотилась о край сцены, повернулась ко
мне и поинтересовалась: "Вам нравится?" Я дежурно кивнула - и задумалась.
Действительно - а нравится ли мне? Ведь то, что нравится, должно вызывать какие-то
более-менее приятные эмоции. Тогда - простите, юная леди - но нет. Потому что
нечто, льющееся (льющееся ли?) сейчас из динамиков, вызывает у меня дискомфорт.
Беспокойство. Желание замереть и не двигаться - до тех пор, пока не закончится
звук. И смотреть в одну точку, ощущая движение шестеренок страха внизу живота.
Потому что это - другая среда обитания. Атмосфера иного мира, полностью
отсутствующего в нашей повседневной жизни. А потому - животные инстинкты, крепко
спящие в дебрях моей городской психики, открывают глаза и по очереди начинают
поднимать головы. Они просыпаются - и хотят заставить меня подчиниться. Слушай, -
говорят они мне. Ты уже не в городе! Забудь о нем, его больше нет! Слышишь? Это
звуки того мира, которого ты не знаешь, он живет по своим законам. Ты теперь в их
власти. Смотри! Не отворачивайся! Не отводи взгляд! Смотри! Это не кино - смотри!
Смотри. Смотри… Ты еще долго будешь видеть это во сне. Это меньшее, что может
остаться после. Эти звуки - как брошенный камень, разбивающий стекло на куски.
Через образовавшуюся дыру врывается атмосфера извне. Врывается, как ударная
волна, вышибая рамы, сметая все на своем пути. Срывая покрывала с таких душевных
дебрей, о существовании которых даже не подозреваешь.
Если в этом мире когда-нибудь наступит лето, берите диск Inade и идите прочь -
настолько далеко, насколько позволит смелость. Туда, где нет машин, прохожих и
домов. Туда, где вода и сумерки. Вы еще не знакомы с этим миром? Позвольте
представить - оборотная сторона Вселенной. Если только вы позволите себе
реагировать…"
Анастасия А.
Впечатления Сергей "E_X_I_L_E" Канатьев
"ЭТО БЫЛО ТАК КАК БУДТО БЫ ЗЕМЛЯ РАЗВЕРЗЛАСЬ..." - этой фразой Land:Fire открывали
фестиваль Terra Incendium. Она крутилась на экране, повторяясь много раз, и была гораздо
длиннее, но мне почему-то запомнились именно эти слова... Возникая каждый раз и
чередуясь с кадрами разнообразных техногенных катастроф человечества, она
оказывала гипнотическое воздействие. На экране мелькали кадры Второй Мировой,
испытаний ядерного оружия, и нельзя сказать, что было первичным - звуковой или
видеоряд. Они дополняли друг друга, растворялись, просачивались в мозг, вгрызаясь
в него железными червями. В "музыке" Land:Fire не было ничего естественного,
природного, эти холодно-отстраненные саундскейпы преследовали одну цель -
напомнить человечеству, как далеко оно зашло в стремлении подчинить все своему
контролю. Фраза на экране все повторялась, причем она была переведена на русский,
что говорило о серьезном отношении музыкантов к своим слушателям. Правда по их
лицам понять что-то было невозможно - абсолютно бесстрастные, сосредоточенные на
своих приборах, в самой обычной одежде, параллельно извлечению звуков они
успевали даже глотнуть пива. И никакого, абсолютно никакого взаимодействия с
публикой, только посредством "музыки".
После Land:Fire на сцену вышли Inade, т.е. Рене Леманн и Кнут Эндерлейн, хотя я
ожидал услышать их в конце. Зал тут же наполнился звуками, которые, казалось,
возникали не по вине двух человек, а существовали в неком параллельном
измерении всегда, с момента возникновения Вселенной, а то и раньше. Это тоже
была музыка пустоты, но пустота была уже не постъядерной ледяной пустыней,
лично у меня она ассоциировалась с бесконечным космосом, где материя
тысячелетиями, миллионами и миллиардами лет преобразуется в новые формы. И
человеку тут тоже не было места, но уже по другим причинам. На второй
композиции Кнут взял в руки какую-то дудку (были заявлены древние духовые
инструменты), и начал издавать с помощью нее в микрофон одну единственную ноту,
но эффект был потрясающий! Пожалуй, это была лучшая композиция за весь вечер.
Рене время от времени выходил вперед к микрофонной стойке и монотонным голосом
выдавал какие-то речитативы. Но вот этого, на мой взгляд, ему делать не стоило,
если на студийных записях такая фишка еще прокатывала, то тут она явно
отвлекала внимание от музыки, возвращая слушателя (меня) на грешную землю. На
одном из треков он тоже взял дудку, поменьше, и парни взялись дудеть вдвоем.
Видеоряд в основном представлял собой какие-то абстрактные фигуры, символы, на
экране крутилась зеленая субстанция с обложки альбома "The Crackling of the
Anonymous", и это тоже как нельзя кстати подходило музыке и все вместе создавало
неповторимую атмосферу первородного хаоса. Кнут с кудрявой бородой и в
нахлобученной на макушку черной шапке был похож то ли на старика Хоттабыча, то
ли на чеченского террориста, но смотрелся он в этом окружении почему-то вполне
естественно. Рене колдовал над прибором, видимо родственным терменвоксу - он
так же реагировал на движения его руки. Вообще, весь процесс походил на некое
таинство, обряд инициации, пришедших словно пытались посвятить в какую-то тайну
о Вселенной, невообразимо древнюю, и все присутствующие охотно проникались ею.
Публика кстати была очень приятной и немногочисленной, было видно, что пришли
только истинные ценители. Меня особенно поразил один дядька, которому было явно
за пятьдесят, он купил себе пару сборников из каталога LOKI Foundation, потому
что нашел там "молодые интересные перспективные команды", за что я сразу
проникся к нему безмерным уважением.
После Inade опять последовал небольшой перерыв, и на сцену вышли Herbst9, т.е.
Генри Эмих и Франк Мертен, уже знакомые нам по проекту Land:Fire. Место за
перкуссией занял, видимо, некто Андреас Кшенц. Они представили более "легкий"
вариант дарк эмбиента - с ярко выраженной ритм секцией и этническими сэмплами
из разных культур (у Land:Fire четкий ритм был замечен только в одной из
композиций, поэтому воспринимать их творчество для меня было намного труднее).
Сюжетно их музыка продолжала линию Inade, повествуя уже о зарождении древних
цивилизаций. Следуя этой логике, Land:Fire должны были звучать третьими, тогда
вся картина мира была бы полной - зарождение Вселенной, возникновение
человеческой расы и первых цивилизаций, и, наконец, войны и катаклизмы, которые
должны привести к гибели всего человечества. Андреас стучал по ударным очень
пафосно, по-моему из всех музыкантов он наиболее полно вжился в роль, хотя тоже
в общем-то выглядел вполне обычным человеком. На чем именно он играл,
разглядеть было сложно, так как вся установка была закрыта материей. Стоял он в
углу сцены, куда падал луч от красного прожектора, и его лицо, озаренное
багровым светом, выглядело очень внушительно. Под все это действо нам
показывали нарезку из кадров археологических экспедиций - древние пирамиды,
храмы и другие постройки ушедших цивилизаций. Но, видимо, то ли народ несколько
утомился, то ли шел он преимущественно на Inade, то ли боялся опоздать на
метро - кучка слушателей заметно поредела. Во время выступления Herbst9 Рене и
Кнут выходили в зал, раздавали автографы и фоткались с желающими. Они оказались
очень веселыми людьми, и совсем не мрачными, как их музыка. Концерт закончился
аккурат к часу ночи, думаю, музыканты остались вполне довольны, и мы поспешили
на последнюю электричку.