5. Tinitus 2003
15 ноября 2003,
Стокгольм, Швеция
Впечатления AlexDark
Впечатления AlexDark
Уже пятый по счету фестиваль «темной» электронной музыки Tinitus состоялся в этом году в столице Швеции в ночь с 15 на 16 ноября. За это время (с 1999 года) на концертных площадках фестиваля выступали такие звезды андерграундной сцены как AND ONE, APOPTYGMA BERZERK, ARMAGEDDON DILDOS, COVENANT, DANCE OR DIE, DAS ICH, DIVE, FRONT 242, SUICIDE COMMANDO, VNV NATION, XPQ 21 и многие другие. С каждым годом количество участников Tinitus Festival неуклонно росло, и в 2003 году состав выступающих групп выглядел следующим: SOLITARY EXPERIMENTES, BOBBY, SPETSNAZ, HOCICO, SONAR, LUSTANS LAKEJER, FEINDFLUG, DAF.
Интересно само место проведения фестиваля – портовая часть Стокгольма, на месте бывшей пивоварни, внутри которой и находится сам клуб. Рядом находится достаточно живописное место с красивым старым зданием в готическом стиле, плотно прилегающем к скале нехилых размеров. Вечером этот ансамбль смотрелся особенно внушительно – пожалуй, для меня одно из самых ярких стокгольмских впечатлений. Но обо всем по порядку.
Итак, наш маршрут в северную Венецию лежал через Хельсинки. Пробыв в Финляндии один день и вдоволь нагулявшись по Хельсинки, мы (Олег, Ольга, Маша и я) сели на паром и прибыли в Стокгольм. Без проблем разместившись в гостинице, мы отправились в старую часть города в музыкальный магазин купить билеты на фестиваль. Быстро покончив с делом и вернувшись в гостиницу, чтобы привести себя в порядок, мы пошли гулять по вечернему Стокгольму. Наша гостиница находилась в северной части города, а место проведения фестиваля – в южной, и наш маршрут лежал практически через весь город. За два с половиной часа нам удалось преодолеть сей маршрут и уже скоро мы стояли у входа в клуб, с нетерпением дожидаясь начала фестиваля.
Официально оно было объявлено в 18-00 по местному времени, но вход в клуб был открыт только с 18-40, соответственно все заявленное в пресс-релизе расписание выступления команд было смещено почти на час. Это единственный минус организации Tinitus Festival – все остальное было выше всяческих похвал.
Сам клуб представлял из себя следующее – два концертных зала (большой и малый), два танцпола, один чилл-аут. На первом танцполе крутили легкий wave, new romantic, synth-pop и т.п., на втором – dark electro, EBM, trance. При этом освещение на втором танцполе было такое, что протанцевав минут десять, яркий мигающий свет превращался в глазах в какую-то спираль и приходило ощущение пребывания «где-то там, out of galaxy…», особенно когда диджеи ставили трансовые треки. Долго в этом зале, к сожалению, невозможно было находиться, ибо желающих потанцевать было много, а достаточно скромный по размеру танцпол не мог удовлетворить всех желающих, из-за чего в зале стояла страшная духота. Благо, что рядом был выход на балкончик, и кратковременные вылазки на холодный воздух очень освежали.
Над первым танцполом на втором этаже располагался мерчандайзинг, который постепенно переходил в балкончик. С него было отлично видно сцену на большом концертном зале, который по своему размеру раза в полтора превосходил, скажем, зал клуба «Рокси», и даже во время выступления HOCICO на тесноту никак нельзя было пожаловаться. Основная давка происходила в первых рядах перед сценой.
Итак, фестиваль открывало выступление на малом зале (к слову сказать, своими габаритами он вполне сопоставим с незабвенным клубом «Полнолуние» =) SOLITARY EXPERIMENTES, исполняющие вроде как modern-EBM, но с достаточной примесью future/pop, особенно на последнем альбоме. В этом году мне уже удалось наблюдать эту команду на WGT, и сразу скажу, что их perfomance в Германии мне понравился гораздо больше, чем здесь. Вокалист откровенно не вытягивал ноты, новые аранжировки песен, сделанных специально для этого выступления, были на мой взгляд гораздо хуже оригинальных. Но несмотря на это, выступление их прошло неплохо – публика очень хорошо приняла группу и подпевала музыкантам многие песни. Основная часть музыкальной программы была, естественно, с альбомов «Paradox» и «Advance into Unknown». Наверное, у группы есть какая-то харизма, которая заставляет забыть о вышеперечисленных недостатках, поэтому несмотря ни на что их концерт мне все-таки понравился – ближе к концу вокалист все-таки распелся и лажал уже не так сильно, как в начале. Через час немцы поблагодарили публику и удалились на заслуженный отдых.
После их выступления я отправился в большой зал, где с минуту на минуту должно было начаться выступление звезды местной локальной сцены – BOBBY, практически неизвестного у нас в стране. Едва увидев музыкантов на сцене (два клавишника за синтезаторами и собственно сам «смазливый симпатичный мальчик» Бобби, =) я подумал, что попал не куда-нибудь а прямиком в 80-е, на концерт легендарных DURAN DURAN, одну из моих самых любимых групп в детстве – внешнее сходство казалось просто поразительным. Музыканты были одеты в строгие костюмы, чем иногда вызывали у меня ассоциации с KRAFTWERK, ибо они активно использовали модную сейчас фишку «ретро-стиля», начиная с внешнего вида и кончая поведением на сцене. По музыке это скорее отличный, грамотно сваренный wave/synth-pop, или так называемый easy-listening – воздушные мелодии, легкие, запоминающиеся припевы, сразу же западающие в память. Сам Бобби весьма уютно чувствовал себя на сцене – где надо, притопывал ножкой или слезно хватался за сердце, тараща глаза в пустоту, непрерывно общаясь с залом и постоянно «зажигая» многозначительными жестами публику. Хотя сама публика и без того зажигалась неплохо – и слепой бы увидел, что в Швеции Бобби любят, и знают все его песни наизусть. Концерт мне тоже очень понравился – Бобби обладал приятным и хорошо поставленным голосом – после SOLITARY EXPERIMENTES это был как глоток свежего воздуха, вернее сказать – звука. Могу со всей ответственностью заявить, что BOBBY – для меня самое главное музыкальное открытие за последние полгода на «темной» синти-сцене. Бесподобно!
После концерта я отправился на танцпол, где провел, по-видимому, достаточно большое количество времени, ибо выступление SPETSNAZ на малом зале почти пропустил. Удалось посмотреть только кусочек выступления – народу в зале набилось просто немеренно, стояла жуткая духотища, и пробиться к сцене было практически невозможно. Из всех впечатлений о концерте SPETSNAZ я вынес следующее – по музыке это old-school ebm, и также запомнился злющий, почти лысый вокалист. Минут десять понаблюдав за концертом (мне понравился perfomance группы), я ломанулся в большой зал, дабы заранее занять место поближе к сцене и лицезреть великих и ужасных HOCICO как можно ближе.
Ждать горячих мачо пришлось достаточно долго – с каждой минутой народ все плотнее и плотнее подтягивался к сцене, и до начала концерта в первых рядах уже началась небольшая давка. Сначала перед глазами готического народа величественно предстал Раксо в длинном виниловом платье, усиленно что-то колдуя над синтезаторами и ноутбуком. И после пафосного intro через пару минут на сцену вылетел Эрк. Зал сразу взорвался бешеными овациями при появлении своего любимца. Люди словно обезумели – все, повинуясь какому-то внутреннему порыву, рванулись поближе к сцене, в результате чего меня чуть было не сшибли с ног. К слову сказать, это выступление было каким-то образом приурочено к 10-ти летию группы (на фестивале также можно было приобрести их новый лимитированный 4-х дисковый box с неизданными раннее вещами, специально выпущенного к юбилею HOCICO) поэтому музыканты выкладывались на полную катушку. Публика тоже не отставала от них – такого угара среди зрителей мне давно не приходилось видеть. Уже через десять минут после начала выступления я понял, что если сейчас же не отойду подальше от сцены, мне, как минимум, свернут голову. По сравнению с немецкой публикой, шведская мне показалась более агрессивная и безбашенная, поэтому рисковать зря не хотелось. Мне удалось найти удобное место на окне, где я и просидел почти весь концерт. На протяжении почти полутора часов Эрк, как заведенный, с дикими криками рассекал взад-вперед по сцене, не забывая при этом рубиться и пожимать руки самым своим рьяным поклонникам, чем вызывал у последних просто неуемный восторг. Несколько раз у Эрка отрубался микрофон, но техники каждый раз оперативно исправляли оплошность. Единственный минус концерта – плохое освещение сцены. Иногда Эрк просто пропадал из поля зрения, и увидеть его в полутьме было не самым простым делом. Но этот недостаток с лихвой компенсировался просто сумасшедшей энергетикой HOCICO. Программа была составлена в основном из хитов последних лет, плюс были также исполнены две новые вещи с нового мини-CD – «Ruptura» и «Ladykiller». Также порадовал совсем по-другому звучащий живьем мегахит «Forgotten Tears». На прощание Эрк проверещал: «Thank you for your supporting all this ten years! TEN FUCKIN’ YEARS!!!» и скрылся за кулисами. Экстра-класс!
После столь чумового и сумасшедшего концерта я пошел в чилл-аут подкрепиться водой и едой, а затем направился в малый зал, где уже начали выступать SONAR, rhytm-noise проект культового Дирка Ивенса (KLINIK, DIVE). Интересно было наблюдать за манерой выступления SONAR – на одном большом столе лежала груда хитрых электронных железяк, из которых, стоя друг напротив друга музыканты (сам Дирк и его коллега), едва не сталкиваясь лбами, извлекали из железок ужасающие ритмовые и нойзовые звуки. Любителем подобной музыки я не являюсь, поэтому вряд ли смогу объективно оценить их выступление. Лично мне оно не понравилось, несмотря на вышеупомянутый необычный perfomance, на мой взгляд единственный положительный момент концерта SONAR.
Постояв минут 20 перед сценой и не в силах больше выносить ритм и нойз я пошел в большой зал ожидать выступления шведских звезд LUSTANS LAKEJER. Группа существует с начала 80-х, и в Швеции имеет действительно культовый статус, но совершенно не известна за ее пределами. Скорее всего из-за того, что все песни группа исполняет на родном языке. Своеобразна и тематика песен – в своем большинстве тексты о старом кино. Музыкально – некая смесь wave 80-х и эстрадной музыки. Но смесь очень грамотная и интересная, музыка LUSTANS LAKEJER очень легко воспринимается с первого раза и радует слух. Харизматичный, настоящий джентльмен, фронтмен команды производил очень приятное впечатление – легкое, непринужденное поведение на сцене, умение правильно преподносить свою музыку. По ходу дела, команда играла самые свои известные и хитовые вещи – им подпевали буквально все. В имидже группы (вокалист, два гитариста, клавишник и барабанщик) тоже был заметен ретро-стиль – видимо, любят шведы это дело. Так любят, что даже освещение на сцене во время выступления LUSTANS LAKEJER прибавили – никаких потемок, как на HOCICO. Все участники группы смотрелись уверенно, четко и элегантно – еще одно замечательное для меня музыкальное открытие за последние полгода.
Сразу же после окончания концерта LUSTANS LAKEJER я направился в малый зал, где велись окончательные приготовления к выступлению инструментального ebm/industrial проекта FEINDFLUG. Честно говоря, для меня осталось загадкой, почему организаторы фестиваля впихнули столь популярную группу (а она имеет немало поклонников по всей Европе, в том числе и в Швеции) в малый концертный зал. Народу еще до начала выступления набилось столько, что было буквально не продохнуть. Я был оттеснен так сильно, что в конце концов мне пришлось сесть на сцену и, сидя на ней вполоборота, смотреть за концертом. На сцене, прямо передо мной, стоял шест, на который был нахлобучен противогаз с горящими глазами, а под ним – логотип FEINDFLUG. В полутьме это смотрелось более чем устрашающе. Через некоторое время перед уже заведенной публикой, то и дело скандирющей «Feindflug! Feindflug!» наконец появились сама группа – собственно сами бессменные участники проекта, Banan и Felix, и двое приглашенных музыкантов. Напротив сцены был установлен экран, на котором крутился какой-то кровавый видеоряд, но, к сожалению, практически невидимый мною за беснующимися поклонниками FEINDFLUG. Сильное впечатление производил сплошь зататуированный Felix, буйно долбивший в огромные барабаны, отчего сильно смахивал на африканского шамана. К сожалению, из-за маленькой площади сцены не могла идти речь о каком-либо шоу, но и без него группа смотрелась более чем достойно – концерт пролетел на одном дыхании, музыканты отлично выполняли свою работу, максимально приближая концертный саунд к студийному. Как и следовало ожидать, были исполнены лучшие вещи группы. К сожалению, из-за труднопроизносимых названий я не помню по имени ни одной, но на слух все треки были узнаваемы. Короче, увидеть FEINDFLUG живьем непременно стоит всем – даже при отсутствии шоу концерт слушался и наблюдался очень захватывающе.
Эмоций и энергии было уже потрачено столько, что наблюдать что-то еще уже не было практически никакого желания, а в большом зале уже готовилась к выступлению последняя команда – культовые DAF, одни из хедлайнеров фестиваля. Группа выступила хорошо, насколько это можно воспринять на уставшие тело и голову. Если бы я увидел их пораньше, то хороших впечатлений, естественно, получил бы больше, но… я уже еле держался на ногах и в голове было только одно желание «Спать!». Понаблюдав минут 20 за концертом, мы вышли из клуба и поехали в отель восстанавливать силы для завтрашней прогулки по Стокгольму.
Итак, фестиваль завершился, полностью оправдав все мои ожидания. Отличная организация и место, великолепный состав, неповторимая атмосфера, стильная публика (к слову сказать, сильное впечатление на меня произвели двое «нацистских кисясиков», стильно одетые в строгие костюмы и с фашистскими красно-черными повязками на руках =) – невольно задаешься вопросом, когда же наконец у нас в стране будут проводиться мероприятия подобного масштаба? Немного радует тот факт, что первые шаги в этом направлении уже делаются, так что надежда еще не умирает.
Вечером на следующий день мы отплыли из Стокгольма обратно в Хельсинки, полные впечатлений равно как и от самого города, так и, естественно, от фестиваля. Погуляв опять целый день по финской столице мы сели на поезд до Москвы, но на этом мои приключения еще не заканчивались – мои спутники поехали непосредственно домой, а я сделал десант-высадку в Питере, где провел еще одну незабываемую неделю.
В заключение хочу сказать огромное спасибо Маше, Ольге и Олегу за отличную компанию в поездке на фестиваль и за то, что они стойко выносили мои капризы, а также всем питерским друзьям (Маше, Агнии, Евгению, Лизе, Марго и другим) за теплый прием в северной столице.
ps. фотогалерею с фестиваля можно посмотреть здесь: http://gallery.diktator.org/tinitus.
AlexDark