16-й WAVE-GOTIK-TREFFEN подкрался незаметно. Для многих. Но только не для нас
с г-ном Серегой_М, бывалых и видавших виды треффенистов. Позаботившись о поездке
на самое грандиозное в мировом масштабе готическое действо года ещё в начале
марта, мы начали пожинать плоды наших стараний уже с 17 мая, когда самолет
авиакомпании "Finnair" доставил нас в Хельсинки. Кстати говоря, это был эдакий
кинематографический рейс - на борту оказалось сразу трое людей, причастных к
миру кино: финский актер Вилле Хаапасало, российский актер Леонид Ярмольник и
российский режиссер, сценарист, оператор, актер, киновед, создатель сайта
"Cult Cinema" и, наконец, член РГП Сергей Меренков. Целую неделю судьбе было
угодно носить нас c Serega_M по разным северным городам, ну а 24-го мая лейпцигский
5-звездочный отель "The Westin" в восторге распахнул перед нами свои
гостепримные двери. К этому моменту мы уже были готовы влиться в бесконечные
черные массы, стекающиеся в город со всей планеты. Итак,
День первый - пятница, 25.05.2007
На сцене знаменитого клуба Werk II с 16 часов презентовался шведский дуэт NVMPH,
играющий заводное и по-настоящему злое dark electro. Народу в зале было весьма
прилично, что, как правило, нетипично для такого времени в первый день
фестиваля. Может, причина в удачном последнем альбоме 2006 года "Diod Man",
который после 5 лет творческих мук музыкантов был реализован известным лейблом
Infacted Records. Но может причиной послужило довольно скудное расписание, что
всем прибывшим на ВГТ фрикам в это время-то особо и податься было некуда. Скорее
поэтому на этот концерт занесло и Серегу_М, который был негативно впечатлен как
музыкой дуэта, так и внешним видом их солиста. И действительно, грузноватый
вокалист, одетый в какую-то неопрятную белую сорочку с нелепым галстуком и
красные кроссовки, очень серьезно смахивал на гопника. Да и его манера поведения
была немного специфична: его шатало и мотало из стороны в сторону и назад,
словно пьяного (а может и не словно?!), что создавалось ощущение, будто вот-вот
прям сейчас, во время своих корявых танцев, он свалится со сцены или просто
рухнет на пол, при этом непременно нагадив. Но ничего такого не случилось, так
что вероятней всего это было некой фирменной фишкой, частью тщательно
продуманного имиджа, а чел в соответствии с системой Станиславского очень четко
вошел в образ. Но, честно говоря, такой образ не очень-то вяжется с музыкой
шведов, отсылающей к раннему творчеству FLA, WUMPSCUT и SKINNY PUPPY. Как бы то
ни было, прозвучало несколько неплохих песен, среди которых, главным образом,
выделялись хитообразные "Testamony" и "The Man".
После окончания выступления NVMPH идти было решительно некуда: концертов в Agra,
Parkbuhne и некоторых других известных площадках попросту не было. Для таких
моментов и существует находящийся в Агре Goth Shopping Mall, в простонародье
именуемый "Блэк Маркетом". Он с невероятной легкостью убивает ваше свободное
время. Знаю точно, что существуют люди, которые в поисках пластинок или чего-то
еще, зависают на этом рынке все четыре дня, и так и не успевают посетить ни один
концерт.
В 20:00 в Moritzbastei начался концерт MILU, и я был уже тут как тут, ибо
пропускать такое - это просто грех, и этот грешок за мной водился. На прошлом
фестивале, в силу неведомых причин, я предпочёл выступлению прекрасной немецкой
женщины по имени Anke Hachfeld проект одного известного жирдяя под названием
DESTROID. Побывавший же на том концерте наш выдающийся музыкант и диджей
Negative, как-то в приватной беседе, обмолвился, что тогда просто плакал, как
детсадовец, не успевая утирать слёзы и сопли, настолько легко и быстро Anke
довела его до полного исступления. Теперь испытание слезой должен был пройти и
я, хотя мне было легче, ибо я был предупреждён, знал чуть ли не наизусть ее
единственную пластинку "No Future In Gold", а также бывал в своё время на
концерте MILA MAR, когда Anke там вовсю солировала.
Moritzbastei - битком, духотища, люди просто размазаны по стенам. Но мы с Merime,
еще одним любителем Анкиных прелестей, усердно поработав локтями и ногами,
кое-как пробрались в первые ряды, остановившись от дивы на таком расстоянии,
чтобы от удовольствия не кончить в миг, а растянуть кайф на как можно дольше.
Песни летели одна за другой, мы же словно попали в другое измерение, не замечая
ни времени, ни окружающих, ни отсутствия кислорода. "Nie Genug", "Nimm Mich",
"Lustschmerz" и, конечно, "Aus Gold" заставили меня позабыть обо всём на свете.
Наслаждаясь золотым голосом Германии, я просто превратился в овощ. Держа
наготове носовой платок и пропуская через себя чувственные баллады, я вдруг
получил несильный удар чем-то тупым, извините, в жопу, который и вернул меня на
землю. Оглянувшись резко назад, я не увидел никого, кто бы мог совершить такую
подлость. Совершенно невзначай мой взгляд скользнул вниз и в этой тьме я смог
вычленить крошечного злобного гота-карлика, таким вот паскудным образом
просигналившего мне, чтобы не загораживал ему обзор. Первой мыслью хотелось,
естественно, указать уродцу на его место, но к тому моменту я был уже слишком
расчувствован и добр, да и не было необходимого пространства для замаха.
Выступление близилось к завершению, и вобщем-то я на него даже не обиделся, что
он сорвал мне слезопускание. А MILU провожали бурной нескончаемой овацией.
Перед тем как ехать к часу ночи в Агру на хедлайнера дня THE RETROSIC, мы
посетили ненадолго выступление CYAN, представленного здесь aka ETERNAL AFFLICT.
Поводом для посещения сего мероприятия послужили слова Merime, что якобы у CYAN
на каком-то сборнике была одна хитовая песня. Ради неё-то и в надежде услышать
еще кучу неслыханных доселе хитов, он и притащил меня снова в Moritzbastei.
Публики немного, но количество присутствующих все-таки позволяет сказать, что
CYAN пел диферамбы не только своему клавишнику. ETERNAL AFFLICT всегда относился
к середнячкам и никогда не хватал звезд с неба. Были у них отдельные успехи на
ниве электро-готического дарквейва, но CYAN в этот вечер был неубедителен. Я не
заметил ни каких-то старых хитов, ни будущих, ни того мифического - со
сборника. Не осилив программу до конца, мы ретировались по направлению Агры.
Выступление THE RETROSIC позиционировалось как мировая премьера. Пиар, делавший
ставку на то, что это первый live в 6-летней истории группы, послужил тому,
чтобы Агра забилась до отказа, а это более 7000 людей. Эти люди были вправе
ожидать от THE RETROSIC чего-то особенного. И когда, при начальном intro, на
сцену вышли две высоченные твари, размахивая флагами с эмблемой группы в виде
всем известного таракана, все поняли, что сегодня их ждет экстраординарное шоу.
Тут были и марширующие оголенные красотки, и лесбийские игры, и упражнения с
оружием, и брутальный видеоряд. Вокалист и мозг группы Cyrus известен тем, что
помимо шварцесцены, работает в теле- и кинобизнесе, поэтому знает, как
манипулировать толпой и приковывать её внимание к своей персоне. Это имеет
большое значение, когда на протяжении часа с лишним исполняешь несколько
однообразный dark electro-материал. Особенно запомнились его нешуточные удары
кулаком себе в висок, чуть ли не при исполнении каждой песни - у всех, как
говорится, свои фишки. Временами на сцене был еще один персонаж неизвестного
происхождения, который тоже пытался солировать или хотя бы сильно поорать при
исполнении припевов. Но всё его личное шоу больше сводилось к тому, что он со
злой и возмущенной мордой большими быстрыми шагами нарезал круги по сцене. Как
ни странно, но физиономией он был похож на всё того же артиста Ярмольника,
только помоложе и на кислоте. Апофеозом действа стало появление полуголого
мазохиста, которого силком вытащили на сцену и подвесили за кожу на спине и
руках на острые крючки, подняв на высоту нескольких метров. Он провисел там
достаточное количество времени, истекая, похоже, отнюдь не бутафорской кровью.
Которой, кстати, перепачкал лысый череп распевающего внизу под ним свои гневные
гимны Сайруса. Были исполнены все самые мощные боевики с последнего релиза "The
Nightcrawler", а закончилось всё гениальной "The Storm".
День второй - суббота, 26.05.2007
На моей памяти не так много случаев, когда на WGT одна группа получает
возможность выступить аж дважды. В этом году такого права добилась ATARAXIA,
выпустившая почти одновременно два альбома, отличающиеся друг от друга по
стилистике. Первый - "Paris Spleen"- неожиданно подпадает под категорию "dark
cabaret". Полностью этой работе и было посвящено представление в городском
театре Schauspielhaus, начавшись в 16:00. Подойдя туда к указанному времени, я
обнаружил полное отсутствие в зале свободных сидячих мест. Пришлось устроиться
кое-как на лестнице в проходе, но зато рядом со сценой. Песни на стихи Бодлера,
Рембо и других французских поэтов действительно отличались от всего того, что
делали Франческа Николи и Ко. ранее. Шоу со сменой звериных масок на час с
небольшим окунуло зрителей в атмосферу декадентского шапито. Но ненасытным
меломанам этого было мало, и итальянцы отработали еще 15-минутную бисовку.
В 19:40 в зеленом Parkbuhne, что в знаменитом парке им. Клары Цеткин, начался праздник красноволосых, т.е. начала выступать EMILIE AUTUMN. Пропустить юный заморский талант было бы преступно. Стремительно ворвавшись в прошлом году на мировую dark scene, в этом - новоявленная американская звёздочка обзавелась толпами поклонников и близка к культовому статусу. Специалисты уже успели прилепить ей ярлык "готической Ванессы Мэй", а её стиль назван "victoriandustrial". Эмили вывели в смирительной рубашке на сцену, где предварительно был наведён готичный средневековый антураж. Одна мадам, в одеждах, словно из 18-го века, сидела за столом, попивая чаёк. Другая оказалась настоящей балериной и профессионально выделывала различные па. Тут и там, по всей сцене, были рассажены маленькие игрушечные крыски, которых так обожает Эмили. Третья девушка из команды освободила главную героиню и под intro "Opheliac" представление началось. Эмили выглядела так же, как на обложке своего диска, даже одета во всё то же. Звук шел под полную минусовку, только вокал был живым. Понеслись незабываемые шлягеры: "Liar", "The Art of Suicide", "I Want My Innocence Back", "Misery Loves Company", "Dead Is a New Alive". В начале были какие-то проблемы со звуком, но после того как Эмили не по-детски припугнула звукача, всё более-менее наладилось. Соло на скрипке, правда, было немного, зато в толпу в виде подарков летели фирменные футболки и красные шарики-сердечки. И когда на 40-й минуте концерт вдруг внезапно кончился, все фэны, и я в том числе, были страшно огорчены. Действительно, один из немногих концертов, когда реально хочется ещё, ещё и всё равно мало. От восторга даже возникла безумная мысль покраситься в красный цвет, но надо было ехать в Агру, где презентовались американцы PSYCLON NINE. Но, появившись в зале ближе к концу, было трудно поймать атмосферу, и их dark electro-рубилово, скрещенное чуть ли не с блэк-металлом, не досчиталось одного слушателя. За ними вышли отцы FRONT 242, культовый бельгийский коллектив, и почти полтора часа без напрягов развлекали полный зал своими заводными хитами разных лет. Фрики подпевали своим героям, слэмили, ну и вообще отрывались, как только могли, часто пускаясь в полнейший расколбас.
После этого мы с Merime ломанулись в клуб UT Connewitz, где в прежние годы мне
не доводилось бывать. Очень забавное место, внутри напоминающее что-то среднее
между чудом сохранившимся старинным дворцом и разрушенными катакомбами. Здесь
оказалось, что всё расписание сильно сдвинулось по каким-то причинам
технического толка. И вместо FIRST LAW, на который мы, собственно, и приехали,
мы получили в довесок еще и концерт группы FJERNLYS, немецких резидентов
культового местного лейбла Loki. Народу, прямо скажем, маловато, но для таких
мероприятий это нормально. Завораживающая эмбиентная музыка с живой скрипкой и
гитарой, в которую вот так вот с полтычка не въедешь, пришлась по вкусу даже не
всем из присутствующих. Солист, очень похожий на Кнута из известного проекта
INADE (по идее это он и должен был быть, но из-за его частой смены имиджа, я уже
не уверен), распевал неспешные мантры, под конец выдал очень душевную
10-минутную вещь, которой прониклись уже почти все.
Вслед за FJERNLYS пришел черёд FIRST LAW. Немолодой человек, скрывающийся за
этим названием, записал не меньше пяти альбомов, но всё время конспирировался и
никаких live, насколько мне известно, у него не было. Может, он стеснялся своей
непрезентабельной внешности, по самым скромным прикидкам его вес балансирует
где-то в районе пары центнеров. Хотя, как показал сегодняшний live, на
производимой им музыке это никак не отражается. Он ловко разбирался с кучей
разных приспособлений, управлял необычным аппаратом с помощью ног, крутил ручки
пультов на столе, одновременно играя на электрогитаре. На выходе у него
получались гипнотические композиции индустриально-эмбиентного характера,
которые то уносили слушателя к космическим далям, то опускали на Землю,
становясь местами похожими на PINK FLOYD.
День третий - воскресенье, 27.05.2007
Третий день обещал стать очень напряженным, сплошняком пошли пересечения
интересных групп в одно и то же время на различных площадках города. Первым
выступлением дня стал концерт местных лейпцигских ребят LIQUID DIVINE,
отыгравших в Kohlrabizirkus c 16:00 полчаса мелодичного электро в поддержку
нового альбома "Black Box". Очень качественно, но без особых изысков.
Не мог фестиваль обойтись и без прошлогодних синтипоп-хитмейкеров OBSCENITY
TRIAL, триумфально вернувшихся на авансцену спустя 10 лет с диском "Here And
Now". Бодренькие танцевальные песни "Desire", "Daydream", "7:30", "Lecture" с
совершенно свежей епишки "Daydream" в исполнении Оливера Ванда, единственного
члена группы, очень понравились мне и прочим многочисленным собравшимся. Кстати,
Ванд тут выступал не один: ему помогал живой клавишник.
На этом синтипоповая часть для меня закончилась, и я направился в клароцеткинский
парк, где всё должно было быть пожёстче. В 17:40 там начали играть ещё одни
немецкие ветераны - TYSKE LUDDER. Старички со своим oldschool EBM/dark electro
пользовались успехом у публики. И немудрено, в прошлом году их альбом "СОЮЗ"
имел повышенный спрос и хорошие рецензии. Прлуголые мужики в первых рядах у сцены, в
порыве фанатской феерии устроили жуткий слэм с брутальными толканиями. Я уж
подумал: ну сейчас прольётся чья-то кровь. Но нет, не пролилась. Двое солистов
TYSKE LUDDER - один одетый прямо как спецназовец, а другой с повязкой на руке с
надписью "GUVD" - успокаивали разошедшихся не на шутку фэнов струями воды из
шлангов.
Немцев сменила испаноязычная PUNTO OMEGA, прибывшая сюда из далекой Аргентины.
Они дали знать о себе всему миру 3 года назад, когда издали дебютный альбом.
Сегодня здесь латиноамерикосы представляли свою последнюю студийную работу
"Nostalgias Del Origen". В целом они выдали очень солидную программу, музыкально
- всё в традициях более именитых соседей по материку мексиканцев HOCICO. Только
на сцене ведут себя более сдержанно, а солист любит иной раз побаловать себя и
зрителей игрой на волынках. Закончилось выступление давнишним суперхитом под
незатейливым названием "Punto Omega".
В 19:40 на сцену пулей вылетел известный человек, как раз один из двух
легендарных HOCICO - Erc Aircrag, с новым имиджем, и с новым проектом RABIA
SORDA. Без знаменитого ирокеза я его и не сразу-то признал. Вот уж кого на сцене
ничто не может остановить, даже, по-видимому, пулеметная очередь. Хотя он явно
прибавил в весе за последний год, за 50-минутный концерт Erc набегал точно
километров 20. RABIA SORDA - это всё то же жёсткое dark electro, но без
дисторшированного вокала, и как ни больно это признавать, без наличия сильных
хитов. Местами, правда, есть интересные свежие ходы в аранжировках типа
вплетения в структуру композиции латиноамериканских мотивов. Во время в
ыступления пошел дождь, и от Эрка, как от раскаленной сковороды, повалил
пар.
Не помню уж почему, но почему-то я опоздал в клуб Anker на колдмитовских
клиентов - трио из Люксембурга ROME. Застал всего лишь несколько последних
песен. Два вокалиста, по очереди, исполняли свои эмоционально-мартиальные вещи
под гитарку и ударные, при достаточном скоплении народа. Может быть, хотя бы
этим новым звездам апокалиптического фолка удастся не дать полностью загнуться
давно дышащему на ладан жанру.
Второй концерт ATARAXIA на этом Треффене проходил опять при переполненном зале.
Но песни, одежды, инструменты, да и атмосфера были совсем уже иными. Программа
была посвящена новому диску "Kremasta Nera", вышедшему не на привычном для них
Cold Meat Industry, а на скромном маленьком лейбле ArK Records. Концептуальная
работа отдаёт дань древним 9 ритуалам и знаменует возврат группы к периоду
раннего творчества. Понятно, что большинство исполненных композиций имело
ритуальный окрас, но было место и неоклассическим номерам, в старых добрых
традициях. С замиранием сердца зал отслушал совершенно выдающиеся проникновенные
баллады "Kremasta Nera" и "Migratio Animae". Еще была интересная мрачненькая
вещь с неоднозначным названием "Ebur", скорее всего это - один из девяти
ритуалов. Опять 15 минут сыграно на бис.
День четвёртый - понедельник, 28.05.2007
Последний день, исходя из расписания, как ни странно, напряженным не получался.
Что дало спокойно и без паники упаковывать свои манатки назавтра. Я решил начать
концертный день с выступления в Parkbuhne в 18:40 американской команды
I:SCINTILLA с бельгийского лейбла Alfa Matrix. Однако было несколько странно,
что представители этого лейбла могут выступать между такими неэлектронными
группами как EISBRECHER и NEW SKIN. Но как выяснилось, это было неслучайно.
Никакой электроники у американцев не было и в помине, чисто гитарный саунд,
однообразные непривлекательные песенки с девчачьим вокалом. Немногочисленная
публика принимала происходящее вяловато, без энтузиазма.
Вторым концертом дня, заинтересовавшим меня, стал HEIMATAERDE в 19:30 в
Kohlrabizirkus. Вот где был весь народ: в здание вилась километровая очередь
страждущих увидеть то, чего еще никогда живьём не видели. Немцы HEIMATAERDE, так
же как и THE RETROSIC, несколькими днями ранее, первый раз презентовались на
публике. Когда я (без очереди) попал в зал, он уже активно кишел народом, и
стало понятно, что всех желающих Циркус сегодня не вместит. Шоу началось с
превеликой помпой. Люди замерли в предвкушении. На сцену вышла команда
средневековых рыцарей при полных доспехах: с мечами, щитами, флагами, в
кольчугах и накидках с красными тамплиерскими крестами. Они заняли места по
краям сцены, и, забегая вперед скажу, что до самого конца они больше так и не
шелохнулись. На экране предлагалось посмотреть фирменную черно-белую нарезку из
их нелегкой рыцарской жизни. Вокалист медленно, с трудом, передвигался по сцене,
два метра влево - два метра вправо, что шло вразрез с довольно быстрым темпом
песен. Хотя, вероятно, он мог изображать уставшего, или даже раненого, рыцаря.
Да и не особо-то разбежишься, нацепив на себя столько барахла. Конечно, были и
"Endlos", и их супербоевик №1 "Gib Mir", но как-то всё в холостую. Через 40
минут такого непотребства тамплиеры свернули своё добро и убрались восвояси,
наверное, в новый крестовый поход. В зале вместо ожидаемых нескончаемых оваций
раздались разрозненные жидкие хлопки. Желающих послушать medieval EBM на бис не
было…
В 20:30 приступила к работе группа DISMANTLED из Америки. Ведомая, кстати, нашим
бывшим соотечественником, которого величают Gary Zon. Внешностью, фигурой и
манерами он мне напомнил солиста популярной indie-супергруппы PLACEBO, только
нос побольше и с горбинкой, выдающий его принадлежность к одной известной
нации. Этаким живчиком он прыгал и скакал по сцене, исполняя dark electro
самого высокого уровня, так что его концерт смотрелся гораздо выигрышнее
предыдущего. И с публикой человек умеет общаться: иначе как "Motherfuckers!" он
присутствующих и не называл. А его клавишник, сперва казавшийся таким спокойным
и безобидным, к концу выступления внезапно переменился, став крайне буйным и
агрессивным. Ни с того, ни с сего стал крушить всё то, на чём с успехом играл, и
не успокоился, пока всё не раздолбал. Главные хиты "Exit", "Purity", "Breed To
Death" и др. к тому времени уже были сыграны. Играть стало не на чем, и нечего,
да и отведенное время вышло. В обнимку с Гари, они довольные, не попрощавшись,
ушли и не вернулись.
Я же быстро направился в клуб Kuppelhalle, находящийся в паре минутах ходьбы от
Циркуса. Это - самая красивая и элегантная площадка фестиваля. В прошлом году
там заканчивали Треффен KIRLIAN CAMERA. В этот раз заканчивать WGT предоставили
честь DERNIERE VOLONTE. Но перед ними я успел застать полное выступление
малоизвестной группы из воинственной Швейцарии с пафосным названием JESUS & THE
GURUS. На сцену вышел маленький толстенький дядька Jesus в зловещих черных
солнечных очках, полностью упакованный в черную кожу, включая фуражку. В таком
наряде он бы здорово смотрелся на какой-нибудь садо-мазо-парти, или на вечеринке
в гей-клубе, отплясывая под BONEY'M. Кстати, внешне Jesus очень сильно похож на
Бенито Муссолини, и он, видимо, сам это знает. Гуру было трое. Одеты они были в
военную форму, смахивающую на нацистскую. А может в настоящее время это у
швейцарской армии такая экипировка?! Один гуру наяривал на гитаре, другой - на
клавишных, а третий гуру был женского пола и усердно работал на ударной секции.
Jesus с серьезным видом пел у микрофонной стойки, обрамленной острыми кинжалами
в количестве 6 штук. Позади него стоял, понятное дело, крест-распятие, но
залазить туда он как-то не спешил. На экран проецировалась милитаристская
нарезка. В музыкальном плане чувствовались влияния LAIBACH, DEATH IN JUNE,
SWANS. Названия песен говорят сами за себя: "The Song Is the Weapon", "Storm of
the Steel"… Изрядно вспотев, Jesus на несколько минут удалился, а на сцену
поднялись две девушки в неглиже, одна - с бесстыжей голой попой, а другая - с
хлыстом. Первая ловко устроилась на кресте, задом к публике, и получила от
второй небольшой сеанс показательной порки. Отработав своё, девчонки ушли, и на
сцене опять воцарился Jesus. Но тут внезапно один из гуру выдал своё собственное
мини-шоу. Сняв военные штаны, он отвернулся от зала, достал откуда-то
припасённый Polaroid, и стал фотографировать своё хозяйство, выбрасывая
мгновенные фотокарточки довольным зрителям.
В районе 23:30 на сцене уже были хэдлайнеры - DERNIERE VOLONTE - дуэт из
Франции. Тоже элегантно затянутые в кожу, они смотрелись гораздо эстетичнее
швейцарца. На протяжении почти двух часов французские кудесники дарили всем
присутствующим праздник хорошей песни. Праздник гениального милитаристского
поп-шансона, который на сегодняшний момент является эталонным для всего стиля.
Французские шансонье выдали "the best", и народ был в полном восторге. Просто
нет слов, лучшего окончания фестиваля и не придумаешь!
Вот и закончился 16-й WAVE-GOTIK-TREFFEN. Жалко расставаться с навеки
полюбившимся городом, людьми, посетителем, отелем "The Westin". Лейпциг давно
стал для нас вторым домом. Но ничего, осталось ждать недолго, всего-то
каких-нибудь 300 с лишним дней. И не заметишь, как подкрадётся следующий WGT.