CYCLOTIMIA
Московский проект CYCLOTIMIA - одни из самых ярких представителей отечественной индустриальной сцены - группа образованная в виде дуэта в 1998 году имеет за плечами ряд выступлений, каждое из которых стало маленькой сенсацией и уже несколько альбомов, выпущенных на западе. О последнем альбоме "Wasteland" и о концепции проекта с Maks K. беседовала machoutque.
RGP: У Wasteland довольно-таки апокалиптичный дизайн. Да и Liturgy одним из треков. Отпевание клерков, погибших в WTC? Это 11 сентября навеяло такие фантазии?
CYCLOTIMIA: Если здесь и есть какая-то связь, то скорее обратная. Работа над альбомом была завершена в самом начале 2001 года, а оформление появилось немногим позже. Многие наши друзья имели возможность познакомиться с альбомом еще за полгода до американских событий. Не хочу нагонять дешевого мистицизма, но вообще подобные совпадения мне представляются довольно забавными. Ведь на передней стороне обложки изображены американские коммерческие здания, а на задней стороне - они же во вспышке, нисходящей с неба. Прибавь к этому цитату из Рене Генона (в исламском мире известного как Шейх Абд Эль Вахид Яхья) о том, что грубые материальные силы рано или поздно оборачиваются против тех, кто запустил их в действие. А к этому прибавь и то, что все англоязычные издания тех дней называли центр Нью-Йорка не иначе как Wasteland…
RGP: Вообще тема Апокалипсиса как-то близка группе CYCLOTIMIA?
CYCLOTIMIA: Весьма близка. Вообще, на мой взгляд, каждый не до конца зазомбированный современностью человек должен жить в постоянном ожидании Апокалипсиса.
RGP: Вы занимаетесь музыкой уже давно и, по-видимому, всерьез. Чем она является лично для тебя?
CYCLOTIMIA: Сегодня та субстанция, которую принято называть музыкой, слишком разнообразна, чтобы ее можно было охарактеризовать с некой единой позиции. Музыка - это не просто набор нот; важно ее внутреннее наполнение. Мне близка древняя суфийская мудрость, которая утверждает, что не только жизнь вошла в тело с помощью музыки, но и жизнь сама по себе есть музыка.
В своих высших пределах (в "высших пределах" по сегодняшним меркам, разумеется, а в древности это было нормой) музыка перестает быть собственно музыкой и становится магией. Бесспорный факт заключается в том, что определенное музыкальное произведение способно производить нечто подобное инициатическому действу.
RGP: А музыку других композиторов ты слушаешь? Интересно, каковы твои музыкальные пристрастия?
CYCLOTIMIA: Я абсолютно всеяден. В зависимости от настроения могу слушать все, начиная от классики, этники и различного авангарда до всяких экстравагантных попсовых исполнителей, типа Nancy Sinatra, Julie London или ПЕСНЯРОВ. Любимые композиторы - Arvo Part и Wim Mertens.
RGP: Ага... То есть музыка этих персонажей (и, как я подозреваю, многих других) стала для тебя вот таким инциатическим действом, о котором ты говорил выше?
CYCLOTIMIA: Нет. Это можно сказать только относительно некоторых работ кое-кого из вышеупомянутых.
RGP: Где вы черпаете вдохновение? Природа, пиво, книги, музыка, другие допинги?
CYCLOTIMIA: Поскольку в рамках концепции CYCLOTIMIA ключевое место занимают не совсем позитивные факторы человеческого существования, то вдохновение приходится черпать из соответствующих мест. Главным образом это город, телевидение, супермаркеты, рекламные щиты, биржевые сводки, лица банкиров, лица зазомбированных людей и многое другое...
Иногда я могу зайти в McDonald's, взять стаканчик чая, сесть за столик и просто вслушиваться в музыку чавкающего гула.
Вообще, сама суть и эстетика мондиализма нас необычайно вдохновляют. Наверное, так же, как готов вдохновляют кладбища, а панков - помойки, нас вдохновляют банки, макдональдсы, микрочипы и дорогие автомобили...
RGP: Какова роль различных стимуляторов в вашем творчестве?
CYCLOTIMIA: Пара композиций с "Wasteland" были созданы под воздействием психоделических веществ. Но в целом никакой особенной роли стимуляторы в нашем творчестве не играют.
RGP: А политикой не интересуешься?
Соотношением "левых" и "правых" в думе или перестановками в составе правительства - такой политикой не интересуюсь. Какие-то крупные геополитические баталии могут вызвать интерес. Но интерес возникает не из-за конкретных политических симпатий, а, прежде всего, интерес к работе масс-медиа. Всегда приятно посмотреть на качественный brainwashing…
RGP: В контексте масс-медийной зомбиловки не могу не спросить про твое отношение к теме "мирового терроризма".
CYCLOTIMIA: Очевидно, что "мировой терроризм" - это всего лишь ярлык, придуманный сильными мира сего, для того чтобы добиваться различных политических и геополитических целей. За Усамой Бен-Ладеном или чеченскими боевиками хорошо виднеются уши спецслужб.
Просто же "террор", как акт прямого действия, я считаю вполне этически оправданным - Система, узурпировав все свободы граждан, не оставляет никакого другого выбора свободно мыслящим индивидуумам, желающим как-то повлиять на социальную или политическую действительность.
RGP: Вообще, насколько мучителен для тебя сам процесс творчества? Это больше похоже на "жало в плоть" или дается так же легко, как естественные отправления человеческого организма?
CYCLOTIMIA: Все получается само собой. Первое, что происходит, это рождение "зерна" композиции, как правило, в процессе различных импровизаций. Впоследствии мы лишь помогаем этому зерну вырасти и обрести законченный вид. Я уверен, что любое музыкальное произведение - это воплощение "потустороннего". Кстати, в таком свете интересно обратить внимание на большинство композиций, появляющихся в мире шоу-бизнеса со сверхзвуковой скоростью и в геометрической прогрессии. Как правило, это бездушные мертворожденные эмбрионы. Потому как, не имея контакта с чем-то высшим, человек в принципе не способен создать ничего стоящего. Он может лишь сделать блеклое или гротескное отражение того, чем является сам. А без наличия этого высшего элемента, человек является лишь куском дерьма. Так что здесь все просто.
RGP: Вы совсем не работаете с текстом? Почему?
CYCLOTIMIA: Дело в том, что текст привязывает внимание к некой конкретике. Слово, будучи скомпрометированным многочисленными злоупотреблениями, уже настолько обросло различными смыслами, штампами и клише, что уже невозможно воспринимать его адекватно. Но оно имеет разную силу, в зависимости от того, от кого оно исходит. Если слово исходит просто от человека, то не имеет силы вообще. Слово божественного происхождения имеет и силу соответствующую. Звук труб Судного Дня глупо было бы сравнивать со звуком труб в джазовом оркестре.
В CYCLOTIMIA же мы хотим достигнуть эффекта полного абстрагирования. Главное, это заставить работать воображение слушателя. И, таким способом, передать нужный нам посыл на более тонком уровне.
RGP: А как ты относишься к литературе? Что читаешь?
CYCLOTIMIA: Интересны различные вещи на тему метафизики, истории, эзотерики - Генон, Элиаде, Эвола, Батай, Гумилев.
Из художественной литературы в свое время определенное впечатление произвели книги таких авторов, как Лотреамон, Хаксли, Оруэлл, Майринк, из наших, пожалуй, Мамлеев и Платонов. Из поэзии - Бенн, Эллиот, Паунд, Маяковский.
Но вообще, я не особый библиофил.
RGP: Но вернемся к музыке...
Вам потрясающим образом удается избегать самоповторов. Как?
CYCLOTIMIA: Наверное, потому что мы пытаемся постоянно двигаться в некоем направлении, привносить все новые и новые элементы. Развитие - это вещь, которая происходит сама по себе. Делать все время одно и тоже просто даже и не получилось бы.
RGP: Все это так, но вместе с тем я заметила, что ты порой негативно высказываешься о том, что вы делали раньше, некоторые ранние релизы в данное время вообще недоступны. Что это: развитие или просто стилевые метания?
CYCLOTIMIA: Ранние релизы я склонен рассматривать как пробу пера.
В них масса как концептуальных, так и чисто технических недоработок. На данный момент, первым релизом, которым я доволен хотя бы на девяносто процентов, является “Wasteland”.
RGP: Ваша музыка во многом идеологически обусловлена, но, все же, что для тебя первично?
CYCLOTIMIA: Наша музыка целиком вытекает из конкретной идеологии.
Несмотря на кажущуюся разнородность музыкального материала, весь он имеет под собой общий знаменатель, все привязано к общей идее.
С другой стороны, это не означает, что музыка вторична по отношению к идеологии.
Например, существует громадное количество отличной музыки, вообще лишенной какой-либо идеологии. Так же как и существует куда большее количество абсолютно ничего не несущего шума или треньканья на гитарах, завернутых в пафосные идеологические фантики.
В нашем случае музыка и идеология - симбиоз, равная и неразрывная пара.
RGP: На вашу концепцию оказали влияние какие-нибудь философы? или "идеологи"?
CYCLOTIMIA: Нет. Непосредственного влияния не было. Хотя взгляды различных традиционалистских и вышеперечисленных авторов во многом близки.
Многие вещи лучше пытаться понять самому, чем искать готовые ответы в книгах. К тому же в книгах, как правило, мы ищем то, что и так знаем где-то в глубине души, просто не можем уложить это в четкую вербальную форму.
RGP: Твое отношение к смерти? (В контексте готической субкультуры этот вопрос особенно актуален :)))
CYCLOTIMIA: Известный деятель говорил "Одна смерть - это трагедия. Миллион смертей - статистика". Добавить, в общем-то, нечего.
RGP: Одна из ваших вещей вошла в сборник, выпущенный РГП, как группа CYCLOTIMIA позиционирует себя по отношению к готической субкультуре? И что готика для тебя?
CYCLOTIMIA: Вообще, я хорошо знаю, почему так сложилось, что средневековые наряды, пост-панк, всевозможная электроника, книги Эдгара По и еще много чего совершенно разного по своей сути, оказались в общем субкультурном загоне. Для меня готика и обозначает название этой многообразной субкультуры.
Но что касается CYCLOTIMIA, то "готикой" ее можно назвать только с очень большой натяжкой.
RGP: Вы почти не выступаете. Концертная деятельность не имеет для вас большого значения?
CYCLOTIMIA: Так сложилось, что обычно у нас абсолютно не концертное настроение. Возможно, это связано с тем, что для нас live action требует больших психологических затрат.
Мы предпочитаем сосредотачивать силы на студийной деятельности.
RGP: Насколько важна для вас визуализация создаваемых образов? Какова роль видеоряда на концерте?
CYCLOTIMIA: Из тех нескольких концертов, что мы дали за свою историю, всего один был без видеоряда.
На концерте мы работаем по формуле масс-медиа, т.е. подаем информацию в нужном нам ключе. Так, чтобы обыденные, ежедневные образы обретали апокалиптический подтекст. Т.е. роль видеоряда на концерте чрезвычайно важна.
RGP: Почему же вы тогда не снимаете клипы?
CYCLOTIMIA: Сделать нормальный клип - вещь непростая. Нужны люди, техника, время и т.д. Но в скором времени, благодаря помощи и активности наших друзей, надеюсь, что-нибудь появится.
RGP: А дизайн как-то помогает формированию нужного посыла? Сайты, обложки дисков…
CYCLOTIMIA: Что касается "нужного посыла", то оформление обложек - это неотъемлемая составная часть альбома. Обложки к последним альбомам CYCLOTIMIA делал наш хороший друг - Chthon, и оформление к “Wasteland” я считаю абсолютно шедевральным и более чем на 100% передающим как атмосферу, так и общий message альбома.
Сайт на www.gothic.ru носит исключительно информационный характер, а наш официальный сайт www.cyclotimia.com - совершенно другой. В нем на первом месте стоят визуальные образы в общем идеологическом контексте. Его сделал наш хороший друг AnDie, как мне кажется, отлично передав настроение всего, что мы делаем.
RGP: И еще о визуальном. Какие у тебя приоритеты в искусстве, сопряженном со зрительным восприятием образов? Художники, архитектура, скульптура...
CYCLOTIMIA: Из архитектуры и скульптуры мне нравится тоталитарный стиль.
В живописи же предпочтения на стороне экспрессионистов, различного рода авангарда... Современное искусство мне в целом не близко, хотя недавно мне подарили альбом Виткина, и он оказался очень даже симпатичным.
RGP: Специально не включила в этот ряд кино. Что для тебя в нем первично: зрелищность или содержание, идея? Есть любимые фильмы?
CYCLOTIMIA: Иногда бывает приятно посмотреть и на чисто тупые, зрелищные фильмы, выходящие из-под крыла Голливуда. Но такое настроение бывает редко.
Что же касается любимых, то, безусловно, здесь важен симбиоз идеи, зрелищности и общей реализации. Лучшими в этом плане считаю превосходный бельгийский фильм "Man Bites Dog" и "Funny Games" Михаэля Ханеке. А также фильмы гениального канадского мультипликатора Phil Mulloy'я.
RGP: В видеорядах на ваших концертах помимо вполне читаемых образов мондиализма часто появляются картины бойни, подопытные зверушки. Вы неравнодушны к теме мучительства животных? Как она сопрягается с вашим творчеством?
CYCLOTIMIA: Все темы, которые появляются в видеорядах, призваны оголять единственный факт - тотальный духовный коллапс современного человечества. А жестокое и сверхциничное обращение с животными является лишь одним из многих аспектов данного факта, ежедневно тщательно скрываемого под веселыми лицами моделей, рекламирующих косметику или под физиономией вездесущего американского клоуна.
RGP: Аристотель в "Поэтике" писал, что людям нравится наблюдать на картинах то, от чего они с ужасом и отвращением отворачиваются в жизни. Гюго в своем литературном манифесте, в предисловии к драме "Кромвель" написал: "Различие между прекрасным и безобразным в искусстве не совпадает с тем же различием в природе. В искусстве прекрасное или безобразное заключается лишь в выполнении. Уродливое, ужасное, отвратительное, если оно правдиво и поэтично перенесено в область искусства, становится прекрасным, восхитительным, возвышенным, ничего не потеряв в своей чудовищности; и с другой стороны, прекраснейшие на свете вещи, фальшиво и тенденциозно обработанные в произведении искусства, становятся смешными, гибридными, уродливыми". Как ты бы это прокомментировал? Что в искусстве для тебя является уродливым, а что прекрасным?
CYCLOTIMIA: Трудно сказать. Мне кажется, все, что достойно попадать под термин "искусство", уже не может называться уродливым. Мир многогранен, и в искусстве может быть отражен как его позитивный элемент, так и негативный. Идеи, исходящие не из человеческого мира, они могут казаться любыми - страшными, болезненными, пугающими, шизофреническими и т.д. Уродство же - это деятельность человека, лишенного духа.
Поэтому лучшими образцами уродливости я бы назвал большинство образов, постоянно мелькающих на телеэкранах: киркоровы, шуфутинские, укупники, михалковы, имя им легион...
RGP: Многие говорят, что у CYCLOTIMIA звук такой, будто записан в голливуде (Word навязчиво предлагает писать это слово с большой буквы). Насколько для вас важно отсутствие или, наоборот, наличие "национальной самобытности"?
CYCLOTIMIA: В той концепции, в которой мы работаем, ни о какой национальной самобытности не может быть и речи.
Мы пытаемся отразить в музыке феномен мондиализма. Мондиализм, в своей законченной версии, отвергает любые национальные особенности. Кстати, только этим и обуславливается использование главным образом англоязычных сэмплов.
Если бы общепланетарным языком был, например, китайский, в таком случае мы бы работали с этим языком.
RGP: Вы издаетесь на зарубежном лейбле. Как вашу музыку воспринимают в других странах, есть ли какие-то особенности связанные с менталитетом?
CYCLOTIMIA: Не знаю. Могу лишь судить по ревью и мейлам, которые мы получаем оттуда. По-моему, в большинстве своем, людям абсолютно все равно, откуда родом тот или иной исполнитель. Тем более что та пора, когда надпись "Made in Russia" была экзотикой, давно уже прошла.
RGP: Вообще, ваша музыка более востребована на западе, чем у нас. Так сложилось или изначально и задумывалось? Не особо-то вы вписыватесь в контекст русской "сцены"...
CYCLOTIMIA: Я так не считаю. Просто даже по причине того, что "электронной сцены" у нас, по большому счету, не существует. Существуют различные исполнители, но "сцена" как таковая отсутствует. А что касается востребованности, то об этом мы думаем в самую последнюю очередь.
RGP: Ты живешь в Москве. И у жизни в этом городе, конечно, есть свои плюсы и
минусы? Может, ты мечтаешь куда-нибудь уехать?
CYCLOTIMIA: Вообще, я не большой любитель городов. Но из всех городов, где бывал, здесь чувствую (в психологическом смысле) наиболее комфортно. Может быть, потому что не утратил еще чувство Родины.
RGP: Одним словом, хорошо иметь домик в деревне. Тема здорового образа жизни тебе не близка? Как вообще к спорту относишься?
CYCLOTIMIA: Как отношусь к спорту? Могу сказать, что здоровые оболтусы, бегающие всю жизнь с ракетками и перекидывающие туда-сюда мячик, получая за свой этот "перформанс" астрономические суммы денег, способны вызвать умиление. Современный профессиональный спорт - это как шоу-бизнес. Абсолютно больное и абсурдное явление. Сам же спортом заниматься люблю, но к сожалению, нечасто получается выкроить под это дело время.
RGP: А как появилось название CYCLOTIMIA? Вроде в психиатрии этот термин означает резкую смену настроений, легкую форму маниакально-депрессивного психоза, но в вашей музыке и концепциях этого особо не наблюдается...
CYCLOTIMIA: Сам термин обозначает не только смену настроений. В социальной психологии циклотимиками считают людей, склонными к растворению в окружающей среде, в современности. Людей, легко поддающихся внушению. Поэтому существует мнение, что это заболевание ныне присутствует у подавляющего большинства обитателей т.н. цивилизованных стран.
RGP: Прошедший год был довольно плодотворным в плане новых релизов. Следующий будет не менее насыщенным? Какие планы?
CYCLOTIMIA: В планах как минимум несколько новых разноформатных релизов - две части экспериментальной трилогии "Trivial Pleasures" и "Music for Stockmarkets", CD компиляция композиций, выходивших в этом году на винилах, а также полноформатный альбом "Eschathon".
RGP: Завершу вопросом общего характера. В свое время романтики заявили, что действительность иллюзорна, и лишь художник может стать творцом по-настоящему полноценной реальности... Как бы ты это прокомментировал?
Веришь ли ты, что искусство может перевернуть мир, ну или, по крайней мере, очень сильно на него повлиять?
CYCLOTIMIA: Я верю, что эпоха технотронного фашизма и мондиализма - достаточно уникальное явление, способное во многом опровергать различные догмы прошлого.
Сто лет назад какие-то люди писали книги, другие их читали, пробуждали массы и делали историю.
Сегодня есть доступ к самой разной информации, но странным образом обнаружилось полное отсутствие в людях пассионарного элемента. Получилось, что любые, самые авангардные политические, социальные, философские доктрины могут представлять собой интерес лишь как некий культурный пласт. То же самое произошло и с искусством.
К сожалению, в современных условиях власть, деньги, телевидение, промывка мозгов являются гораздо более могущественными инструментами, чем самые гениальные произведения искусства. Массы в большинстве своем не способны уже ничего воспринимать. Да им это и не нужно. Наверное, со временем искусство исчезнет совсем, вместе с теми одиночками, которые еще пока способны его понимать. Для этих одиночек мы и делаем наше искусство.
machoutque
КОНТАКТ:
(c) 2003 Russian Gothic Project
Design by Chthon (c) 2003
..