Эксклюзивное интервью для Russian DarkSide и Russian Gothic Page (by Bonez).
Предлагаем вашему вниманию интервью с Павлом "Джастиз" Золиным, лидером российского коллектива PURPLE FOG SIDE (а так-же проекта KARNA).
Darkwave/industrial проект PURPLE FOG SIDE был создан г. Самара в 1996 году. С 1992 года Павел пишет сольную электронную музыку, попутно играя в экстремальных группах города и занимаясь магией. Многие ранние композиции сюжетно построены на сновидениях автора. Стилистическая трансформация сольного творчества протекает очень болезненно - из легкого мелодизма музыкант кидается в жесткое и мрачное звучание, перенося на него все свои познания в оккультизме... одновременно постоянно чувствуя себя непонятым и одиноким.
- Почему ты начал заниматься музыкой? Наверное, мама отдала в детстве в муз. школу? ;-)
"Как раз наоборот, я всегда бредил музыкальной школой, но родители, отчего-то не давали мне зеленый свет, хотя отец неплохо играл на гитаре. Все дошло до того, что в 13 лет я купил бас-гитару и пошел играть трэш-металл... А так как я с детства с компьютером, то всегда пытался извлечь звук из него. Пришло всё к тому, что лет в 16 у меня уже была определенная "степень свободы" в самовыражении."
- Получается, что ты играл метал. Но почему вдруг электроника? С чего такой поворот событий?
"Я долго не мог понять почему меня так кидало из стороны в сторону. Потом понял, что исполнители, в разное время бывшие моими "фаворитами", находятся в разных концах музыкального света. Естественно, когда мне было 15, в силу подросткового максимализма мне нравилась агрессивная, тяжелая музыка. Но до этого я слушал PINK FLOYD, DEEP PURPLE и QUEEN. Потом меня сильно "накренило" в сторону готик-рока и постпанка (DCD, THE CURE, КИНО, BAUHAUS)."
- И ты перешел постепенно в сторону электроники? Ты сначала только слушал, или уже пытался сделать что-то свое?
"Предложив путь развития для нашей группы, свойственный многим металлическим актам 90-х (death - doom - darkwave), я не встретил поддержки, ушел из команды, разломал бас-гитару и сконцентрировался на электронике. Это было в 95-96-м году. Технологии диктовали музыку, я увлекся экспериментированием, как многие известные "бывшие рокеры" - Moby, например."
- На чем же ты экспериментировал? У тебя было уже какое-то оборудование?
"Было, некоторое. К примеру, у меня был самодельный ритм-бокс, и 2 аналоговых синтезатора, тоже самодельные. Я время от времени заимствовал их у друга. Также я сэмплировал гитару и вокал. Использовал на полную катушку свой древний микшер. Писал звуковые программы для компьютера и использовал уже имеющиеся."
- Это были еще "сырые" эксперименты? Или уже осмысленные вещи, которые может быть можно услышать на первом диске "Roon"?
"Да, конечно, сырые. Мы с гитаристом записывали отдельные треки без какой-либо стилистической привязки. Всё, что я вынес из них - это умение работать с разными видами синтеза и создавать собственные, оригинальные звуки."
- Как ты подошел к проекту PFS? Он родился внезапно, или же ты просто хотел выразить свои уже накопленные знания и мысли?
"Где-то 50/50. Я нашел единомышленника, но мы не смогли довести первый альбом ("Fog City Saga") до конца - он так и остался погребенным в архивах. Но сама идея - концептуальное творчество - мне долго не оставляла покоя, пока я не разродился альбомом Roon, который на 99% электронный и инструментальный, но базируется на языческом мироощущении."
- А кто этот друг, который помогал тебе? Он известен по каким-то другим проектам?
"К сожалению, нет. Его поглотила среда. Он стал наркоманом, и совсем пропал. Я его не видел уже года 4. Что касается совместного творчества, то я всегда искал единомышленников, но их и моего терпения хватало на 1-2 песни, не больше. Это касается и некоторых песен из "Roon". А если каждый совместный проект из одной песни как-то выделять, то их получится около 15-ти."
- Окей, вернемся к PFS. Как ты уже говорил, первый альбом базируется на языческом мироощущении. Ты мог бы пояснить более подробно? Какое отношение это ты имеешь к язычеству?
"Язычество мне стало близко в силу стечения обстоятельств. С одной стороны, - это мое увлечение черной магией, которая зачастую ссылается, а иногда и базируется на язычестве. С другой стороны, мое увлечение кельтской и русской культурой, особенно музыкой - добавило "природного", "мифологического" в мое мировоззрение. А "Roon" базируется на мифологическом сознании вообще, а особенно на анимизме, тотемизме, фетишизме. В "Roon" я стремился превратить звук в предмет, если хотите. И, я считаю, во многом это получилось."
- Вероятно поэтому, второй альбом и называется "Неототемизм"? Поясни его смысл? И как ты подошел к нему? Надо сказать, что он несколько отличается от "Roon"...
"Концепция "Неототемизма" уходит еще дальше, хотя тоже базируется на мифологическом сознании, но - на современном и "российском". Каждый современный человек склонен создавать миф из своей среды обитания, от окружения. Например, негры-рэперы жить не могут без своих граффити и гетто. Мужички за 45 - без забегаловок а-ля "2 по 100", без жены со скалкой. Всё это - миф, который каждый создает. Но вместо того, чтобы воспевать мужичков, я копнул глубже - и попытался обрисовать ни что иное, как упадок российской культуры, национальной идеи, политики. В данном случае "тотем", "идол" - это наши политические лидеры, СМИ, наркотики, теракты. От которых все зависят, боятся их, преклоняются перед ними."
- Поэтому в альбоме можно даже встретить трек "Поколение для г-на П"? Здесь под "П" - ты подразумевал Президент? Или же это имеет какое-то отношение к Пелевину?
""П" в данном случае - это президент как собирательный образ российской политики. Ни Путин, ни Пелевин, не имеют к этому непосредственного отношения. "Поколение" Пелевина я прочитал совсем недавно, и не могу сказать, что этому произведению можно посветить композицию, хотя во многом мы с ним пересекаемся. У Пелевина - стеб. У меня - стеб от безысходности. У него - смех. У меня - депрессия."
- Наверное в твоей жизни произошли какие-то перемены? Ведь твой второй проект, "Карна", отличается от PFS. Зачем понадобилось делать еще один сайд-проект? Ты не мог выразить все в пределах PFS?
"Перемены произошли, и причем конкретные. Перед тем, как начать работать над "Карной", я расстался с Дианой, вокалисткой PFS, которая в силу своей аморфности не горела желанием работать дальше, хотя "Нео" - это конечно успех для неё - в 17 лет осилить такой сложный материал. Упадничество достигло своего апогея, мир для меня вообще потерял смысл, я разочаровался во всём - в людях, музыке, культуре вообще. Я не хотел примыкать к какой-либо субкультуре, хотя до сих пор считаю себя приверженцем "черной" сцены, но в широком смысле. Для того, чтобы как-то абстрагироваться от эклектики, и утолить жажду "драйва", эмоций, грубой энергии - я задумал "Карну", а PFS - как был, так и остался концептуальным проектом, и никуда он не делся, всё в процессе."
- У тебя менялись вокалистки. Это вызвано их незаинтересованностью, или же они тебя не устраивали в плане вокала?
"Почему? Их вокал всегда меня устраивал, иначе я с ними бы не работал. Мы всегда отлично работали, были полностью откровенны. Но может в силу географии - в Самаре хоть и 2 млн. жителей,найти среди профессиональных вокалистов поклонников darkwave и industrial - очень тяжело. Когда они видят потенциал PFS, у них всегда возникает крен. Например Наташу Бондареву ("Roon") всегда тянуло в джаз, и она сейчас хорошая джазовая певица. Диана после "Нео" вообще предложила мне делать "что-то а-ля Тату". Их возраст, необоснованные амбиции, стремление объять необъятное и отсутствие каких-либо моральных установок - вот что всегда мешало нам."
- Новая вокалиска Лара (мы могли ее слышать на недавно прошедшем фестивале Edge of the Night: IV) устраивает тебя полностью?
"Да, несмотря на всё, что нам может помешать. Мы с ней едины духом, и это главное. И не потому, что мы росли на одной музыке - вовсе не на одной. Просто в ней я вижу потрясающую, нереализованную фактуру. Она просто бешеная. У нее сильный, природный голос. Она не умеет врать. Не умеет корчить из себя true & pure супер-пупер goth-girlie. Она - такая, какая есть."
- Что-ж, будем надеяться, что это выльется во что-то новое и интересное. Как ты сам оцениваешь ваше выступление на EotN: IV? Как часто вы выступаете (ездите с гастролями) и где вас можно услышать?
"Наше выступление прошло средне, и во многом оттого, что нам всё дело испортили звукооператоры - ведь не слышать то, что поешь и играешь - даже не слышать тональности и петь по памяти - это очень сложно, поэтому мы заметно нервничали. И потом, судя по резонансу, многие ожидали от пати чего-то true goth-ского. Но ни STILLIFE, ни ENDRAUM, ни тем более мы - не готы, просто мы все играем мрачную, меланхоличную музыку - в ней много чего намешано. Выступаем мы редко - 2-3 концерта в год, потому что не навязываемся никому, и приезжаем только по приглашению. Вполне возможно, скоро съездим в Питер, потому что там много наших почитателей. Наверное скоро будет концерт в Самаре."
- Расскажи о проекте "Карна". Этот эксперимент многим понравился. Планируешь ли ты его развивать дальше или же это "однодневный" проект?
""Карна", как и ожидалось, многим понравилась. Хотя некоторые Влады Дракулы и обозвали проект "синти-готическим Золотым Кольцом" - от необразованности, скорее, ведь в России не так уж и мало действительно достойных серьезных фолк-коллективов, например "Ветер Воды". И в "Карне" никогда не будет той самой кабацкой пошлятины, в которую превратилась русская культура - это я обещаю. Очень оперировать такими монументальными традициями, как синти-поп, ebm, trance, electro и фольклор. Мы, конечно же, работаем дальше, и "Карна" будет существовать, несмотря ни на что. В следующем году планируется выпуск полноформатного альбома с ремиксами (среди ремикшеров, кстати, известные на "черной" сцене, и не только, личности). Но мы никуда не торопимся, у нас нет конкурентов, и эта музыка не привязана к времени года, как многие "хиты"."
- Наверное, в числе ремиксов будет и TIAMAT? Мне кажется, тебе нравится творчество Й. Эдлунда?
""Тиамат" вряд ли, хотя очень хотелось бы, но у них и так проблем хватает наверное - у Эдлунда еще и LUCYFIRE ведь. Мне очень нравится альбомы "Wildhoney" и "Skeleton Skeletron". И вообще, я заметил, что наша эволюция происходит параллельно. death metal - doom metal - darkwave. Только вот его потянуло в рок-н-ролл, а меня в синтипоп =)."
- Попутно, расскажи о своих музыкальных пристрастиях. Что-то тебе понравилось из того, что ты слышал в последнее время?
"У меня нет особых пристрастий, из последнего мне очень понравились DIARY OF DREAMS, хотя они порой наивны и от этого смешны. Мне очень нравятся THE CURE, KRAFTWERK, TANGERINE DREAM - это такие нетленные вещи, которые можно слушать всегда, в любом настроении и состоянии."
- Какие ты видишь перспективы в развитии dark-music сцены в целом? Metal never die? Или же все эволюционируют в сторону электроники? (что сейчас можно видеть практически в каждой группе)
"Металл не умрет, конечно. Судя по продажам альбомов таких групп как "Ария" и RAMMSTEIN, или даже судя по популярности таких интеллигентных актов, как DREAM THEATER. Но создается впечатление, что металл не может существовать без посторонних культур, будь то джаз, арт-рок, индастриал, готик-рок. Удивляет волна black-metal групп, которые замкнулись в себе, и это может обернуться еще одним взрывом, каким был например SLAYER. Но метал я не слушаю уже давно, со времен первых работ PFS - как то скучно все это, хотя, бесспорно, изредка попадаются очень хорошие альбомы."
- У тебя есть уже какие-то задумки по поводу будущего музыки PFS? Что нас ожидает? Новый альбом, каким он будет?
"Конечно, концепция есть, и она не дает мне покоя на протяжении уже года. Это будет такая же бескомпромиссная музыка, но более ритмичная и "злая", и, естественно, с женским вокалом. Она будет более эмоционально неуравновешенной. Рабочее название альбома - "Красота. Здоровье. Счастье" - и посвящен он будет целому потерянному поколению - нас, наших родителей и прародителей, которые сначала воевали с немцами, потом с чеченцами - и всё под лозунгами, на фоне пропаганды, бессовестной манипуляции разумом. В ней тоже будет место "первородным, языческим ощущениям". Ведь такие понятия, как боль, смерть, отчаяние, страх, насилие, фанатизм - основная составляющая современного мифологического сознания - это то, что двигает массами."
- Интересно будет услышать, надеемся что это скоро произойдет. Вернемся к PFS. Ты сам делал дизайн для обложек?
"Моя профессия уже 7 лет - дизайнер... и всю сопутствующую продукцию делаю сам - от сайта до обложек. В случае с "Нео" я сошелся с очень оригинальным фотографом, Евгением Рябушко, наверное единственным настоящим фотохудожником в Самаре. Его искусство мрачное, порой шокирующее, строится на подсознании - с одной стороны. С другой стороны - он жуткий концептуалист."
- Ты сотрудничаешь еще с каким-то людьми? Насколько я знаю, часть лирики написано Ольгой Степановой.
"Да, Ольга написала несколько стихотворений для "Неототемизма", на этом наше сотрудничество закончилось, некоторые тексты, например для песен "Сон" и "Поколение" я написал сам, поэтому слегка грубовато и однозначно получилось. Сейчас я окончательно забросил идею стать великим поэтом, и сотрудничаю с настоящими профессионалами. Это еще вызвано и тем, что вокал все-таки женский, а от имени женщины мужчине писать слова сложно. Что касается вообще сотрудничества, то конечно, я окружен аурой из своих друзей и знакомых - почти все они - музыканты, большинство - электронные, или дизайнеры. Многие из них помогают нам очень существенно. Например, Алекс Сапков, гитарист-вокалист московский фолк-группы "Мельница" - практически наш менеджер в Москве, он заведует всеми вопросами PFS, регулярно помогает с оборудованием. И все эти отношения строятся на крепкой, бескорыстной дружбе, проверенной временем."
- Насколько для тебя важны тексты? Почему ты используешь русский язык? Ведь намного проще петь и писать лирику на английском, как делают многие российские группы.
"Для меня не важны тексты, а важна идея, эмоция - и её воплощение в музыке и тексте. Русский язык, несмотря на кажущуюся "корявость и немелодичность", остается нашим родным и очень гибким, выразительным языком, полным эмоций. Посмотрите, например, на слово fuck и его синонимы на русском - в каждом синониме описывается настроение, ситуация, эмоция. Писать на английском - это путь более простой. Ведь для русских это пахнет "импортом", и поэтому воспринимается лучше, а сами "англичане" попросту никогда этого не услышат. Поэтому все довольны. Только остается один неприкрытый грамм бессовестной лжи и самообмана, на который многие музыканты закрывают глаза."
- Ты планируешь сотрудничество с кем-то из сторонних музыкантов? Я знаю, ты знаком с многими "электронщиками" в России . Что ты можешь сказать о российской электронной сцене и каковы ее перспективы?
"Чистая, 100% электроника, как и металл, замкнулась и укусила себе хвост, ушла в себя. Кончилось время электронной революции - ведь в начале 20-го века обычная лампочка была экзотикой - про нее слагали мифы и легенды... а сейчас это - повседневная вещь, никого она не возбуждает. Так же электронные технологии и музыка. Изначально будучи мертвыми, роботообразными и безжизненными, они с помощью легенд и революций стали не более чем инструментом, каким была балалайка в 19-м веке, только в N раз гибче, удобнее, выразительнее. И главное, с помощью электронных инструментов люди научились выражать эмоции. Поэтому перспективы огромные. Что касаемо сотрудничества - то я привлёк своих друзей на те же ремиксы на "Карну" - и у них получается потрясающе."
- Откуда ты черпаешь идеи и вдохновение для написания музыки? Как происходит этот процесс?
"Сначала я переживаю какой-то внезапный катаклизм, катастрофу - благо их в нашей жизни хватает. Меня переполняют эмоции, ведь я не привык равнодушно смотреть на мир. Потом как-то этот аффект ложится на глубину, переваривается и отлеживается, как в инкубаторе, ждет своего часа - я кропотливо собираю кирпичики - звуки, слова, мелодии. Обдумываю, обкатываю - и за какое-то мгновение всё получается. У меня нет понятия "творческий процесс", нудные репетиции, работа через силу - я стараюсь избежать этого."
- Ты замкнутый человек по натуре?
"Скорее, да. У меня часто случаются депрессии. Я много делаю "в стол". Стараюсь, чтобы мой поток сознания не касался остальных, и чтобы люди созерцали только результат. Вообще, я считаю, что грош цена любому душевному состоянию, если оно безрезультатно. Для меня результат - финал - главное. А так - я не люблю мейнстрим, изолируюсь от него как это возможно, до меня доходит только "фильтрованная" информация, литература и музыка."
- Наверное, с тобой тяжело работать? Кто-то еще из музыкантов, работающих с тобой, участвует в создании музыки?
"Не знаю, но Лара говорит, что тяжело - это всегда эмоционально напряженный труд, полный разочарований, унижений, срывов, самобичевания - но всегда - психотерапия, некий выход из кризиса. А музыку я делаю, конечно, один, причем очень люблю работать один - в силу привычки, это никогда не бывает "коллективным процессом"."
- Хорошо, спасибо за твои очень интересные ответы. Будем рады услышать твои новые музыкальные эксперименты. И, на последок, несколько слов от себя - чтобы ты хотел пожелать всем поклонникам PFS и твоего творчества , в частности?
"Бойтесь тишины и учитесь читать музыку. Спасибо!"
Bonez
(c) 2001 Russian Gothic Project
Design by Chthon (c) 2001
..