STOA

Еще несколько лет назад, до того как Lacrimosa стала крайне популярной в России, самой известной gothic группой в этой стране однозначно была STOA. Дуэт Olaf Parusel и Conny Levrow выпустив два альбома "Urthona" ('93) и "Porta VIII" ('94) завоевали сердца практически всех русских любителей готики. Но уже в течение нескольких лет коллектив не подавал никаких признаков жизни, однако здесь их не забыли (посмотрите хотя бы на результаты Goth Top), существует ли еще STOA, планируют ли они выпускать новые записи? именно эта неопределенность и побудила меня связаться с Olaf Parusel и пообщаться с ним. Вам предлагается интервью начинавшееся с обычных вопросов, а закончившееся как дружеская беседа.


Интервью было взято по e-mail и телефону в начале сентября 1998 г.


Coroner: Итак, с чего начиналась STOA, почему ты решил создать этот проект?

Olaf: я занимаюсь созданием музыки очень долгое время. в какой-то момент я начал играть в группе, игравшей гитарную музыку, но у меня возник конфликт с остальными участниками группы, по причине того, что я абсолютно четко знал чего я хотел, но мне не удалось разделить мои идеи с другими участниками группы. тогда я понял, что я должен все делать по своему, потому что я, в своей голове, четко представлял себе как все должно быть, так родилась STOA.

Coroner: Беседка, в которой встречались стоики, называлась STOA, как ты связан с философией стоиков, насколько сильно это влияние в твоей музыке?

Olaf: да, ты прав, корни названия STOA лежат в философии стоиков. я прочитал несколько книг и обнаружил что некоторые из мыслей, высказанные таким философом как марк аврелий, совпадают с моими размышлениями и уже были высказаны около 2000 лет назад. например стоицизм пантеистичен. это означает что все является богом и бог содержится везде. и солнце и мельчайшие частицы пыли. и люди и мухи. бог это не старец где-то вне этого мира и мы не являемся повелителями нашего мира. для меня это суть бытия. нет добра и зла. с высшей точки зрения все равно.

Coroner: Как случилось что ты углубился в философию стоиков?

Olaf: в моей жизни был один период, который был в особенности сложен, я искал свою суть и понял что мне непросто жить. мне нужен был путь, путь из этого и именно тогда я и прочитал книги о философии стоиков, например марка аврелия. чем больше я читал, тем больше я находил вещей, о которых я уже думал и все это было уже написано давным-давно. я думаю что в этих мыслях скрыта большая истина, эта философия очень помогла мне и показала что многие вещи совсем не так важны как мне казалось до этого.

Coroner: Ты полностью принимаешь стоицизм, со всеми теориями, например 'невосприимчивость к неудачам' или концепцию 'судьбы' в стоицизме, как стиль жизни или для тебя это всего лишь теория некоторые аспекты которой ты разделяешь?

Olaf: я пытаюсь идти путем стоиков, но это не единственный путь. в стоицизме есть множество идей с которыми я полностью согласен, например 'не подвергаться воздействию вещей на которые ты не можешь влиять'. для меня это действительно ценный путь, потому что множество вещей оказывают на меня воздействие каждый день и я должен выбирать что из этого должно воздействовать на меня, что я могу сделать против чего-либо и где я ничего не могу поделать.

Coroner: Ну что ж, давай перейдем к музыке. В России STOA одна из основных групп ассоциирующихся с термином готика, что ты думаешь об этом?

Olaf: это действительно так? я получаю письма по электронной почте от русских слушателей, но я не знал что мы настолько известны. я очень рад этому факту, потому что у меня есть особые чувства к русской музыке и русским людям. когда я слушаю русских композиторов, например рахманинова и бородина, я полностью погружаюсь в их музыку. мне нравятся мрачные и меланхолические стороны русской души. у меня есть знакомая, русский композитор, она учится со мной в одном университете и она рассказала мне о "черной меланхолии" под воздействием которой создавали свои произведения многие творческие люди в вашей стране. для меня это часть романтизма, которая выжила в этом часто слишком холодном и рациональном мире.

Coroner: А твоя музыка была создана в состоянии черной меланхолии?

Olaf: нет, я думаю это скорее белая меланхолия. для меня черная меланхолия очень близка к депрессии, а как я уже сказал, для меня стоицизм был путем из депрессии и я знаю что депрессия действительно тяжелая вещь. у меня нет ни малейшего желания быть в таком состоянии и никому этого не пожелаю. я пришел к выводу, что меланхолия это почти философский путь, когда я меланхоличен я спокоен, я погружен в себя. для меня это путь постичь себя, я думаю что меланхолия является основой философского настроения.

Coroner: Вернемся к музыке. Что ты думаешь о остальных группах с Hyperium, ты общаешься с ними?

Olaf: я общаюсь с некоторыми группами, которые раньше были на hyperium, например chandeen, love is colder than death, anchorage (все эти группы, включая STOA, больше не на hyperium). все композиторы из этих групп мои хорошие друзья, но когда встречаемся мы не много говорим о музыке, больше о философии, искусстве, фильмах и других вещах.

Coroner: Я не знал что Love is Colder than Death, Anchorage и ты ушли с Hyperium, для меня это сюрприз (я знаю что Chandeen сменили лэйбл), почему это случилось?

Olaf: hyperium это лэйбл который практически не заботится о артистах и большинство групп на себе почувствовали что hyperium заботят только деньги, но к тому же они не честны в финансовых вопросах с группами. когда я смотрел на списки продаж своих альбомов, там было отмечено очень мало продаж в россии, для меня это означало что в этой стране мы практически не известны, да и во многих других странах, но я получаю много писем по электронной почте из разных стран и это не может быть правдой.

Coroner: Да ты прав, большинство групп которые мы упомянули - Love is Colder than Death, Anchorage и STOA действительно популярны здесь, естественно я имею в виду популярность не на уровне радио или теле эфиров, но много людей, слушающих подобную музыку, слушают эти группы и музыку STOA в том числе.

Olaf: и они покупают cd или кассеты?

Coroner: Конечно, но тут есть несколько ньюансов, во-первых здесь нельзя достать родные кассеты (только пиратские доступны), и второй ньюанс касается CD - у Hyperium здесь нет дистрибьютеров - все CD с этого лэйбла, которые продаются зде сь, привезены из других стран например из той же Германии и поэтому они не могут быть учтены как проданные в России.

Olaf: а, понимаю, но я уверен что hyperium продавали свои кассеты в россии, хотя я не знаю точно где. да и честно говоря я даже не знаю существует ли hyperium до сих пор.

Coroner: Я никогда не слышал о кассетах с Hyperium, но CD здесь можно найди, хотя STOA уже давно является раритетом.

Olaf: возвращаясь к вопросу - другие группы ушли с hyperium по финансовым причинам - им платили очень мало, да и врали нам тоже, все это создавало абсолютно не творческое настроение.

Coroner: Были слухи что вы готовились подписать контракт с Sony, это правда?

Olaf: нет, мы не подписывали контракт с SONY. у нас были переговоры с EMI, но у нас были разные мысли насчет будущего STOA.

Coroner: Итак, все основные gothic группы с Hyperium - Love is Colder than Death, Anchorage и STOA не показывали никакой активности в последние годы - последние альбомы Anchorage и Love is Colder than Death вышли довольно давно да и последний альбом STOA вышел в 1994 году, что это, своего рода кризис?

Olaf: это случилось в первую очередь благодаря отношению hyperium, потому что у нас были контракты с ними, например контракт STOA закончился 1-го июля этого года. кроме того у нас были переговоры о том, чтобы выпустить диск на EMI через hyperium, но потом я увидел что EMI заинтересованы только в получении денег. они хотели чтобы мы делали более популярную музыку, чтобы мы стали более коммерческими, например чтобы наши композиции соответствовали радио-формату, но у нас не было ни малейшего желания делать это. в целом с hyperium было непросто работать, что касается лично меня, то у меня был ряд личных проблем, я должен был серьезно учится и я действительно хотел учиться. со временем мое понимание музыки изменилось, я узнавал о музыке все больше и я хочу отразить эти изменения в моей музыке.

Coroner: Так ты планируешь выпускать новые записи или STOA как группа больше не существует?

Olaf: Как я тебе недавно написал, я записывался в студии во франкфурте на этой неделе, я встречался там с harald loewy из chandeen и мы записали новую песню. конечно же я планирую выпустить новый cd, но я должен быть очень осторожен в выборе лэйбла для нашей музыки, ведь опыт с hyperium был крайне отрицательным.

Coroner: Прошло уже немало лет, последний диск вышел в 1994, изменилась ли концепция, может быть изменились источники вдохновения, каким будет новый CD, он будет развитием первых двух или чем-то совершенно новым?

Olaf: он не будет чем-то полностью новым, я буду следовать себе, потому что именно я создаю музыку. но я думаю что у меня есть очень многое, что я хочу показать людям, в этом содержится глубокая тишина, глубокий стоицизм, все эти годы я постигал музыку и мое понимание музыки постепенно углублялось и я думаю теперь я готов к записи этого диска.

Coroner: Может быть ты дашь нам надежду - когда ожидать этот новый диск? Он выйдет в следующем году?

Olaf: я думаю это будет следующий год, сейчас я ищу лэйбл, и как я уже сказал это сложно для меня, просто найти лэйбл не сложно, сложно найти лэйбл разделяющий мое мнение о музыке, о том как я хочу создавать музыку.

Coroner: А Conny Levrow работает с тобой над новым материалом? или она покинула проект?

Olaf: она ушла из проекта, новая певица - Antje Buchheiser.

Coroner: Кстати, здесь ходили слухи что Anchorage это сайд проект STOA, пожалуйста проясни эту ситуацию.

Olaf: Anchorage не явлется сайд проектом STOA. Kai мой хороший друг и когда-то я помогал ему разобраться с музыкальными технологиями. и для моего первого cd он написал несколько стихов. но в музыке он идет своим путем.

Coroner: А у тебя есть какие-нибудь новости от Anchorage, Love is Colder than Death они планируют какие-нибудь новые записи?

Olaf: завтра я встречаюсь с Kai из Anchorage и Mike из love is colder than death звонил мне на этой неделе, но меня не было дома. я знаю что love is colder than death сейчас записывают новый cd, который будет выпущен на chrom records, у них сейчас новый контракт, ты можешь посмотреть на их сайте или на сайте chrom records. Kai уже около года учится в академии музыки для фильмов. он изучает создание музыки для фильмов и честно говоря я не знаю хочет ли он записать новый cd, сейчас он увлечен музыкой к фильмам и он действительно хочет создавать эту музыку. в течение многих лет он хотел заниматься этим и теперь он учиться и я думаю он пойдет этим путем и дальше.

Coroner: Ты упомянул что встречался с Chandeen, ты можешь рассказать о их новом CD? К сожалению я еще не успел его достать.

Olaf: я слышал его, и это действительно очень хороший диск.

Coroner: Он вышел всего несколько недель назад, не так ли?

Olaf: у меня он появился около месяца назад, и он очень хорош. и он популярней других независимых проектов, даже больше чем раньше.

Coroner: Да, они двигались в этом направлении.

Olaf: верно, они становятся все более популярными и даже раньше они были популярнее STOA, но мне кажется что они стали более профессиональными, сейчас они действительно профессионалы, но в хорошем смысле этого слова, не в том смысле что они теперь могут продавать больше cd, а в понимании музыки, понимании идеи, теперь они четко знают чего хотят и это действительно замечательный диск, многие сравнивают его с последним диском Madonna.

Coroner: Правда?

Olaf: а ты слышал его?

Coroner: Да.

Olaf: но это неплохой диск.

Coroner: Да, он вполне неплох, хотя это совсем не та музыка которую я обычно слушаю, но я его прослушал и могу согласиться с тем что последний CD Madonna заслуживает внимания.

Olaf: я никогда не думал что мне понравится диск Madonna и я был очень удивлен им, я думаю что новый диск Chandeen можно с ним сравнить.

Coroner: Теперь несколько вопросов о творческом процессе. Что вдохновляет тебя на создание музыки?

Olaf: чудо жизни.

Coroner: А какие книги ты читаешь, кто твои любимые авторы?

Olaf: одни из моих самых любимых авторов - эрик мария ремарк, питер хег и эдельф кеппен. не знаю почему, но с самого моего детства меня привлекали явления смерти и страданий. я не могу это в полной мере осознать. иногда я думаю что меня можно назвать "танатологом" по причине того, что я читаю все книги об этом. книги о немецких преступлениях в двух войнах, о медицинском взгляде на смерть, итд. но я не депрессивен, меня просто очень интересует эта область.

Coroner: Хммм. Интересно, а если ты считаешь себя "танатологом", вдохновляет ли тебя тайна смерти?

Olaf: для меня тайна смерти не отделима от тайны жизни. это два части одного целого. единственное в чем ты уверен в своей жизни это то что ты умрешь. но это не просто тьма, это может быть шансом для тебя, потому что если ты осознаешь что когда-нибудь ты умрешь и что может быть смерть совсем рядом с тобою, то ты будешь жить гораздо более полной и насыщенной жизнью. действительно важно осознавать то, что смерть неизбежна, но многие люди не осознают этого, они живут так, как будто они никогда не умрут, но это неправильно.

Coroner: Теперь несколько вопросов о поэзии. Большинство стихов на твоих альбомах - произведения разных авторов - были ли эти композиции созданы под влиянием конкретных произведений или ты подбирал стихи потом?

Olaf: не совсем так, например вилиам блейк, скорее это чувство, ощущение вилиама блейка, иногда я понимаю ощущения, которые были у тех или иных творцов, но я не могу это выразить словами. для меня тексты это всего лишь один из аспектов музыки, далеко не самый главный, а главным аспектом музыки является сама музыка, ощущения которые вызывает музыка, я не могу это объяснить, никто не может это объяснить, мы можем только чувствовать это.

Coroner: Кстати, о лирике, почему Porta VIII был посвящен Голубой Бороде?

Olaf: однажды я встретил человека который делал перформанс с музыкой stoa, dead can dance, vangelis - он взял историю голубой бороды, только часть ее, и попросил меня создать новую музыку специально для перформанса, я заинтересовался этим, я придумал концепцию, наполнил ее жизнью, музыкой, стихами так и родилась porta.

Coroner: А буду ли я прав если скажу что в твоей музыке немало влияний или ощущений классических композиторов, таких как Рахманинов, Бородин и Бетховен?

Olaf: да, да, конечно, например рахманиновский "остров мертвых" оказал не меня большое влияние, да и некоторые композиции баха тоже.

Coroner: Был ли альбом Urthona создан под влиянием вышеупомянутых композиторов? На мой взгляд это чувствуется в музыке.

Olaf: нет, не на прямую, я просто слушал их музыку.

Coroner: Влияние в хорошем смысле этого слова, перенося ощущения в свою музыку.

Olaf: почти так, это как стоицизм, я слушаю музыку рахманинова или например шопена и чувствую что они чувствовали то же, что пытаюсь высказать и я.

Coroner: Именно это я и пытался сказать.

Olaf: но это не совсем влияние, это скорее ощущение чего-то.

Coroner: А что ты слушаешь кроме классической музыки, какие группы, исполнители?

Olaf: я слушаю очень много самой разной музыки, меня не интересуют музыка всего в нескольких стилях. я слушаю музыку из фильмов, некоторые группы, например portishead, cocteau twins и dead can dance. но больше всего я слушаю классическую музыку и саундтрэки, в том числе и некоторых новых композиторов тоже, например Arvo Paert или Jon Tavener.

Coroner: Кто твой любимый композитор музыки к фильмам?

Olaf: например elliot goldenthal, он написал музыку к "чужим III".

Coroner: Кстати о Чужих, влияние этого саундтрэка тоже явно чувствуется в твоей музыке.

Olaf: да, без сомнения, это так, но не прямое. еще один из моих любимых саундтрэков это музыка к "адвокату дьявола", ты не помнишь кто ее автор?

Coroner: К сожалению нет, но я слышал этот саундтрэк.

Olaf: он очень хорош, да и сам фильм замечательный, кстати elliot goldenthal также написал музыку к "интервью с вампиром".

Coroner: Если уже мы заговорили о музыке к фильмам, то какой твой любимый фильм?

Olaf: один из моих любимых фильмов это "бесстрашный" ("fearless") с джефом бриджезом, ты видел его?

Coroner: Боюсь что нет, о чем он?

Olaf: это фильм о человеке, который выжил в авиа катастрофе. он был одним из немногих кто выжил. но после этого у него появились проблемы, его понимание жизни изменилось. он думал что он никогда не умрет, он стоял на небоскребе смотрел вниз и у него не было страха. но у него не было страха перед смертью потому что он не жил по настоящему, и в последние минуты фильма он вспоминает авиа катастрофу и последние минуты фильма, последние десять минут фильма для меня были одним из сильнейших ощущений в кино, все это время играет музыка, горецкий, симфония номер 3 и идут кадры авиа катастрофы, пассажиры плачут, потому что они знают что они умрут. тебе надо посмотреть этот фильм.

Coroner: Да, я впечатлен, мне надо найти этот фильм.

Olaf: да, без сомнения.

Coroner: Если ты так увлекаешься кино, то каково твое отношение к другим видам искусства? Может быть ты занимаешься другими видами искусства?

Olaf: нет, к сожалению нет. я интересуюсь живописью, и многими другими видами искусства, в том числе видео перформансами или инсталляциями, но у меня нет художественного таланта. мне кажется что я должен делать акцент на тех вещах, которые действительно могу делать. мой путь самовыражения в искусстве это музыка, но другие виды искусства оказывают на меня сильное влияние, не менее сильное чем музыка.

Coroner: Ну что ж, давай теперь немного поговорим о сцене. В Германии особенно развита dark/gothic сцена, как ты думаешь почему?

Olaf: честно говоря я не знаю, может быть благодаря истории или искусству? здесь есть много зинов и журналов и через какое-то время музыкальная индустрия поняла что и на готической музыке можно делать деньги. поэтому сейчас готика является частью немецкой музыкальной индустрии. может быть по этой причине, я не знаю, я ведь не являюсь частью сцены.

Coroner: Да, я понимаю что ты не являешься частью сцены, но в России STOA считается готической группой, одной из основных готических групп.

Olaf: а что с русской готической сценой?

Coroner: Не могу сказать что она существует, конечно же отдельные группы есть, но все они находятся в разных городах и большая часть из них пытается следовать путями уже проложенными различными известными западными gothic группами, только немногие из них пытаются создать что-то уникальное депрессивно-мрачное.

Olaf: да, это интересно, и я думаю что сцена будет развиваться. у меня есть особые чувства о вашей стране и я думаю что в русской истории меланхолия и мрачность были неотемлимой частью. что касается популярности STOA, то я даже и не мог поверить в это, я нахожусь здесь, сижу дома, конечно же я иногда получаю письма и из россии и для меня действительно важно знать что много людей в разных странах слушают мою музыку.

Coroner: Ты получаешь много писем из России? А как насчет интервью?

Olaf: не могу сказать что писем очень много, но они есть, и не только из россии но и из других республик, например из казахстана. но интервью не было.

Coroner: Так это первое интервью российскому изданию?

Olaf: да, ты первый.

Coroner: Честно говоря я и сам не знаю чем вызвана такая популярность - без сомнения твоя музыка великолепна, но почему именно в России? Не знаю, может быть потому что ты, Aurora Sutra (Aurora) и Engelsstaub были первыми gothic/ethereal группами, которые появились на российском рынке в 1993 году - до этого подобной музыки не было.

Olaf: а что с другими группами, например dead can dance или cocteau twins?

Coroner: Естественно Dead Can Dance здесь популярны, что касается Cocteau Twins, то я не могу сказать что они абсолютно неизвестны, но и о большой известности, хотя бы на уровне Dead Can Dance, говорить не проходится. Если говорить о готической музыке, то Dead Can Dance здесь без сомнения на первом месте, еще две популярных категории групп это различные ethereal проекты, например STOA, Love is Colder than Death, Love Spirals Downwards или Lycia и различные группы попадающие под определение gothic metal, например немецкая Lacrimosa, по причине того что металлическая сцена здесь огромна и многие люди слушающие эту музыку относятся к metal субкультуре. Может быть это странно но многие люди слушающие металл слушают и твою музыку.

Olaf: для меня здесь нет ничего странного, например я слушаю очень много самой разной музыки и я думаю что не правильно уделять внимание всего лишь одному направлению.

Coroner: Да это так, но большинство из этих людей слушает только одно направление, и я удивлен что некоторые из них слушают и другую музыку, которая намного более сложна и интеллектуальна, чем то, что они слушают все время.

Olaf: может быть тебя это удивит, но я начинал играя в панк группах.

Coroner: Правда?

Olaf: да, и мне это нравилось.

Coroner: Это меня не удивляет, ведь готика выросла из панка, и если мы проследим развитие например ethereal, то можно проследить цепочку и до панка. Кстати, ты согласен что первой etehreal группой были Dead Can Dance?

Olaf: да.

Coroner: Но если ты помнишь первый диск Dead Can Dance 1984 года то это был post-punk, и я считаю что вся готика развивалась через панк, потом через ранние gothic группы, такие как Bauhaus или Sisters of Mercy, и далее.

Olaf: кстати, mike из love is colder than death тоже был панком.

Coroner: Люди меняются и было бы странно если бы ты или Mike оставались панками до сих пор, со временем мы становимся все более опытными и наше понимание мира меняется. Когда-то, около пяти лет назад я слушал практически один metal.

Olaf: ага!

Coroner: Но сейчас я следую другим путем, не забывая свои корни, хотя металл я давно уже не слушаю.

Olaf: для меня панк был действительно ценным опытом, потому что это был опыт свободы, возможность делать то, что ты хочешь. может быть ты сочтешь это забавным но мне кажется это можно почувствовать и в моей нынешней музыке да и в моем образе жизни тоже. заслугой панка является тот факт, что это был новый путь восприятия мира, новый образ мыслей, то, что мы можем делать все что захотим, эта свобода была новой в музыке. до этого был только один шанс - идти на большой лэйбл, ведь существовали только большие лэйблы. но независимая сцена выросла из панка, и потом сцена стала самостоятельной.

Coroner: А что ты думаешь насчет gothic субкультуры?

Olaf: я думаю что основным преимуществом готической сцены является то, что она может работать с различными видами искусства. это наиболее комплексная, завершенная субкультура, и это не просто музыка, это образ мыслей и образ жизни. образ мыслей, восприятие, очень важны, очень важно то как ты думаешь и то что ты делаешь. хотя в германии очень многие люди из готической сцены считают себя чем-то вроде элиты и думают что они лучше чем другие люди, но они не правы.

Coroner: Да, это не лучшая черта готической сцены, но я думаю что сам факт, что подобная сцена существует очень важен. В любом случае в России готическая субкультура практически не существует.

Olaf: когда-то давно я тоже был частью сцены, и мои корни в панк и готической сцене, конечно же я был частью этого. я родился в гдр, в восточной германии, и субкультура была очень важна там, в том числе она выражала и политическое отношение, и это был абсолютно другой образ жизни. но теперь в германии готическая сцена это часть музыкального бизнеса.

Coroner: Да, журналы, клубы, лэйблы, радио передачи, итд...

Olaf: в некоторых случаях это хорошо, так как это позволяет музыке стать более популярной.

Coroner: Я думаю что лучшее в подобной ситуации это то, что новые группы могут появляться и становится известными.

Olaf: к сожалению сейчас это уже не так, теперь музыкальный рынок влияет на сцену, и если ты взглянешь например на zillo то ты увидишь, что они очень сильно изменились и не в лучшую сторону. сейчас уже не так много лэйблов, и они обычно разрастаются и коммерциализируются, в противном случае они просто перестают существовать.

Coroner: А что ты думаешь по поводу увеличения интереса к подобной музыке в последнее время?

Olaf: я думаю что "fin de siecle" близок и во все времена люди боялись этого времени. а сейчас близится новое тысячелетие. сейчас люди ищут себя и может быть наша музыка помогает им найти себя.

Coroner: Ну что ж, большое спасибо за это замечательное интервью, общение с тобой доставило мне большое удовольствие и я думаю что русским читателям нашего сайта это интервью тоже понравится. Мы будем ждать твой новый альбом здесь в России (кстати, а ты здесь никогда не был?)

Olaf: нет, к сожалению не был. но я давно об этом мечтаю. я думаю ваша страна действительно интересна и красива. удачи.


Посетите:
Официальный Сайт STOA

Сайт Anchorage

Официальный Сайт Chandeen

Сайт Love Is Colder Than Death

Сайт лэйбла Hyperium

Сайт лэйбла Chrom

(c) 1998 Russian Gothic Project

..