Ниже следуют громкие аплодисменты и буря восторга по поводу этого первого отечественного готического сборника, выпущенного Russian Gothic Project, в миру известного как интернет-сайт www.gothic.ru. Начать надо, конечно же, даже и не с содержания, а с внешнего вида и оформления сборника - это один из самых великолепно сделанных отечественных компакт-дисков вообще, и однозначно лучший из независимых. Промо-материалы также на высочайшем уровне независимых западных релизов - так и хочется вскричать заученную фразу "ведь можем же, ё, когда хотим!" Ну да ладно, хватит петь дифирамбы дизайнерам и оформителям данной компиляции, обратим свои взоры вовнутрь, где, собственно, и притаилась вся истинная крутизна сего релиза!
Итак, в чем же величие 16 песен, под завязку напичканных на кусочек зеркального пластика? А в том, что хотя песни, как признают сами авторы, подобраны, может, и не самые-самые, да и сцена представлена далеко не вся, но абсолютно успешно представлено РАЗНООБРАЗИЕ ея. То есть все те стили, жанры, направления и направленьица, которые пусть и не имеют общего названия, но горячо (или холодно) любимы очень своеобразной публикой, у которой это общее название есть - готы. К тому же, качество представленных композиций все-таки весьма достойное, ВАУ, а ведь и у нас есть сцена, и какая!
А какая? Не могу, просто физически не могу изобразить здесь все 16 номеров, да и понравились мне они далеко не все (вряд ли вообще найдутся такие слушатели), поэтому подчеркнув общий весьма и весьма достойный уровень и радость от охвата издателями всего мрачно-готического спектра, обращусь к трэкам, наиболее впечатлившим лично меня.
Достаточно известный калининградский состав No Man's Land (ныне Лондон/Париж) представил пусть попсовую, чуть русс-роковую и до неприличия романтичную композицию "Падая в ночь" - зато она "локомотив" диска, цепляет мгновенно и надолго, и заставляет слушать внимательно все остальное. Caprice - песни эльфов под акустику. Слыхали про толкиенистов и Эгладор? Но профессионально. Cyclotimia с мощной, замечательной инструментальной электроникой, для вас, любители слов electrogoth, EBM и подобных. Новосибирские преданные поклонники средневековой музыки Djembe с французской народной танцевальной композицией 16-го века. Девушкин Сон приснится фанатам трип-хопа (по форме) и пост-хиппи (по содержанию). Питерцы, оказывается, Лунофобы (под снегом), ведь они сочиняют (под снегом) вроде бы невинные и жизнерадостные (под снегом), но в актуальности наимрачнейшие, мега-чернушные и
снискавшие множество поклонников (понятно где) культурно-просветительские опусы (угадай название). Мега-культовый-секретный-и-эзотерический проект DVAR получает гран-при за симфо-блэк-минималистичную композицию с всего лишь двумя словами "Taai" и "Liira" - но зачарованность и мурашки по коже гарантированы. И, таки абсолютный поработитель вашего скромного слуги, также из Питера, приветствуйте, Фантом Берты сейчас оккультно расшифрует инициалы на распятии INRI - Igni Natura Renovatur Integra - в абсолютной чистоте жанра, 80-е, готик-рок как он есть, вампиры в склепе со своей неподражаемой, вампирской электрогитарой радикально угорают от Е. Летова, только на свои, вампирские темы, с припевом по латыни, желающие найдут перевод самостоятельно, Igni Natura Renovatur Integra, ставим на повтор, 50 раз на дню, и так уже почти неделю.
Новых, не менее чумовых релизов вам, Russian Gothic Project и участвовавшие на этой компиляции команды.
Свершилось - сборник, о необходимости которого так долго говорили люди с RGP, наконец-то увидел свет, причем качество самого издания просто поражает. Мало того, что оформлено и издано всё это на высочайшем уровне (цветовая гамма буклета, привлечение к его оформлению молодого - вечно молодого - художника Дюрера, наличие всяких карточек, флаеров и даже минипостеры с портретами московских готов в качестве комплекта к CD) - но сама подборка музыкантов тоже очень интересна. Пожалуй, данный сборник слушается лучше, чем 80% многочисленных западных изданий подобного рода - хотя так и должно быть, т.к. цель компиляции - прежде всего продемонстрировать потенциал российской готической сцены перед западным миром. Я думаю, для последнего это будет настоящей "бомбой", - а вот система распространения в России вызывает большое сомнение. Но не об этом сейчас речь. Данный диск (вдумайтесь!) реально представляет из себя третий CD готической музыки, изданный в России, - после релизов ROMOWE RIKOITO на Brudenia в Кенигсберге и MFA на московской "Экзотике", - причем он настолько убедителен, что способен сделать gothic style модным, чего в принципе, не очень бы хотелось. Очень радует взаимодействие RGP с Андреем Борисовым, который всячески способствовал осуществлению всего проекта и его скорейшей реализации.
Шестнадцать композиций слушаются на одном дыхании, они представляют практически все стили современной готики, а географически, - всю Россию, и хотя некоторые проекты очень малоизвестны и не имеют даже официальных демо-лент, тем не менее уровень многих удивительно высок, а музыка - оригинальна. Не откажу себе в удовольствии снова послушать этот CD.
Трек CANONIS - вещь записанная, чтобы быть первой на сборнике. Жаль, что группа пишет уж очень короткие демо-ленты, и издает их не чаще раз в два года. "Snow River" просто болезненно прекрасна, - большего я сказать не могу и не хочу:
CAPRICE - сенсационный московский коллектив, поражающий умением владеть живыми инструментами и вокальными данными певицы. Песня на стихи Толкиена (маленькая принцесса скользит по льду и смотрит на звезды, отражающиеся в нем), - нечто схожее с барочной музыкой, и это не стилизация, но адекватное композиторское мышление - уникальный случай для наших современников! Бездна эмоций и теплоты; эта композиция чем-то напоминает мне некоторые вещи Светланы Охрименко.
Следующая за ней "Elegy" ROMOWE RIKOITO была представлена на фестивальном сборнике "Экзотики" "Расскажи Чайковскому новости", хотя и предназначалась специально для "Edge of the Night". Из-за этого восприятие данной песни здесь не очень яркое, - они явно заслуживает большего. С нетерпением жду их нового альбома, вещи с которого исполнялись на московском фестивальном (Герои 21 века) мероприятии.
NO MAN'S LAND - настоящий готик-роковый хит. К этому стилю можно относится по разному, но в исполнении NML - это настоящее искусство. Впрочем, сейчас группа перешла в стилистику блёров/оазисов и называется, кажется, ЛОНДОН-ПАРИЖ. Rest in peace.
NEUTRAL представил для сборника неплохую вещь со своего CD-сингла двухлетней давности, что это, застой? Вообще, я не очень верю во внешние причины, мешающие сочинению музыки.
DVAR - странный, но интересный фрукт родом ниоткуда, на мой взгляд - это радикальная (электронная) реинкарнация black-metal, правда с классным вокальным сэмплированием. В любом случае, трек явно слабее остальных.
"Девушкин Сон" - довольно известный состав из Кургана, представляющий трек с нового dark-trip-hop альбома. Очень изящная и трагичная песня, к счастью, не имеющая ничего общего с PORTISHEAD, чего я опасался, прочитав пресс-релиз. Хватит с нас и Рады со своим Терновником.
PHANTOM BERTA - прекрасное название для готик-рок группы, по музыке же это - сплошные традиции, как в плохом, так и в хорошем смысле этого слова. Впрочем, не могу судить об этом стиле.
СНЫ вызывают некое сомнение в стилистической принадлежности к готике - что-то из области CHANDEEN, наверное: Прекрасный инструментальный отрывок между куплетами.
CYCLOTIMIA - лучшая московская dark-wave команда, как всегда профессиональна и атмосферна. Музыка для танцев в пограничных состояниях.
LUNOPHOBIA - ещё одна питерская группа, это каким-то образом чувствуется в их музыке, - объяснить каким - не могу. По музыке это романтический, даже нежный рок, близкий по звучанию к HUMAN DRAMA.
Следующая композиция - невероятный по звучанию и мастерству medieval в исполнении "культурных героев" из Новосибирска - DJEMBE. Традиционная средневековая композиция, чувственная и динамичная, классный перкуссионист - и это не DEAD CAN DANCE и не FREIBURGER SPIELLEYT. Откуда эти "старофранцузы" в Сибири? (Я не знаток истории, но Наполеона там точно не было :) Н-да, в жизни всегда есть место подвигу:
KRATONG - проект виолончелистки и гитариста из ROMOWE RIKOITO. И сколько бы всю эту кенигсберскую компанию не упрекали в клонировании CURRENT 93, их музыка всегда изящна, лирична и просто великолепна. После многократного прослушивания сборника могу сказать, что "Echoes of Sinking Ships", наравне с произведением CAPRICE - самый любимый мой номер.
MOON FAR AWAY - "нечто" толкает меня обойти стороной этот трек.
TNT ART - неизвестная московская группа с кавер-версией песни известной мне группы SWANS.
CISFINITUM - странная пьеса с удивительным очарованием, которое, причем проявляется далеко не с первого прослушивания. Григорианская меланхолия на фоне электронного потока сознания - полное ощущение того, что это ПОСЛЕДНЯЯ МУЗЫКА: Следующим треком звучит тишина:
Наверное у этого сборника есть недостатки - например отсутствие пауз между некоторыми треками (чисто технически), и отсутствие TANQUAM в трек-листе, но результат стараний Coroner'a & Co всё равно грандиозен и неповторим. Да что там, - он даже кажется понравился АТ, вот уж чего не ожидал от уважаемого редактора! Я думаю, это вам о чем-то говорит?
Странный парадокс. На Западе "готика" давно уже является, хоть и несколько экзотическим, но вполне коммерческим и популярным направлением, а готы не менее многочисленны, чем какие-нибудь панки или рэперы. А у нас еще пару лет назад само слово "готика" вызывало на лице большинства собеседников выражение недоумения. Сейчас слово уже более-менее все знают, однако ассоциируют его, как правило, с Lacrimosa, Paradise Lost или Marilyn Manson. Это тем более странно, что среди многообразия готических под-стилей есть и такие, которые звучат вполне приемлемо для самого массового уха. Однако те, кто говорит, что понятия "русская" и "готика" принципиально не совместимы, также не правы. В этом позволяет убедиться замечательный сборник, изданный наконец-то Русским Готическим Проектом (пожалуй единственной организацией, занимающейся в России пропагандой готической музыки и субкультуры).
Сборник никак не мог выйти в течение полутора лет, но за это время люди из RGP подготовили действительно первоклассный продукт, отшлифовав каждую мелочь, начиная концептуальным подбором групп, продолжая отличным оформлением и заканчивая безукоризненным мастерингом. В результате сборник производит гораздо более сильное впечатление, чем многие из бесконечных сборников западных лэйблов, звучащих довольно-таки посредственно. А для какого-нибудь случайного слушателя, имещего о готики весьма смутное представление, сборник может стать даже и откровением (и такие примеры мне уже известны). Что собственно и требовалось - сборник предназначен для того, чтобы заявить западной аудиотории о русской готической сцене, как об уже вполне сформировавшейся, и для того, чтобы показать, наконец, российскому слушателю, что же такое все-таки готика.
Музыкально на сборнике представлены практически все существующи готические под-стили: gothic-rock, dark-wave, neo-classic, dark-folk, midieval, synth-gothic, даже gothic-trip-hop. К сожалению нет каких-то подлинных откровений - большинство групп просто копирует западные аналоги. Однако копируют они очень тщательно и качественно, зачастую превосходя в качестве даже и оригиналы. Кроме того, в готической культуре такой подход вовсе не является зазорным. Только начиная писать рецензию, я собирался дать и детальное описание отдельных трэков, однако обнаружил, что моя реакция является довольно типичной - прочитав рецензию в архангельском журнале "Результаты" я обнаружил практически те же формулировки, что заготовил сам. Так я собирался посетовать, что впечатление от одного из лучших трэков на сборнике - Romowe Rikoito "Elegy" - оказалось несколько смазанным из-за того, что
он уже издавался на сборнике "Расскажи Чайковскому Новости"; собирался сравнить замечательную барочную миниатюру Caprice "Princess Mee" с творчеством нежно мной любимой киевской певицы Светланы Охрименко; собирался назвать трэк Dvar "Taai Liira" "электронным блэк-металом" и отметить, что он да еще Phantom Bertha "Igni Natura Renovatur Integra" являются худшими на сборнике (я так и не понял, почему Dvar в готических кругах упорно называют "открытием года"). Кроме того, обязательно стоит упомянуть совершенно замечательный холодный и отточенный готик-рок No Man's Land "Falling Into The Night", атмосферный и почти танцевальный синти-готик Dreams "Cloud Of Dreams", жесткий и насыщенный готик-индастриал Cyclotimia "Paradise X", нежный и безумно красивый готик-рок Lunophobia "Under The Snow" и ритуальный, вытягивающий душу дарк-вэйв Moon Far Away "December Of Times".
Завершается все очень логично великолепной печальной и атмосферной инструментальной пьесой Cisfinitum "De Profundis". Одним словом, формирование русской готической сцены можно считать завершимся, готика в России состоялась, остается надеяться, что Русский Готический Проект еще порадует нас своими новыми и не менее великолепными релизами.
Русская готическая музыка - штука, согласитесь, странная. Тем не менее пластинка "Край
ночи" как раз и представляет отечественные коллективы, которым жить на свете скучно, и
грустно, и мерзко - не зря же для названия взяли цитату из Луи Селина. Вообще "готическая
музыка" - понятие крайне обширное: к ней относят множество самых разных, зачастую непохожих
друг на друга стилей. От готик-рока "Cure" и "Bauhaus" до мрачнейшего "апокалиптического
фолка", тяжкой электронной музыки darkwave, легчайшей ethereal экзотики с непременным женским
вокалом и даже аутентичной средневековой мистики. Оказывается, в России всю вышеперечисленную
музыку вполне себе играют - и как играют! И, главное, где! Группы, представленные на сборнике,
неизвестны, за редким исключением, ровным счетом никому, а география пластинки просто поражает:
Набережные Челны, Калининград, Курган, Новосибирск, ну и Москва с Питером, конечно. Разумеется,
не все из представленных треков шедевры и не всюду качество записи соответствует мировым
стандартам (а качество английского, на котором бормочутся сумрачные агитки, тем паче), но
зато картина получилась на редкость объективная и всеобъемлющая. Стоит отметить, что пластинка
выпущена частным порядком, группой энтузиастов, сделавшей в свое время невероятный по
информативности сайт www.gothic.ru. Туда и отсылаем.
Идея издания сборника русских готических групп витала очень давно, но лишь в прошлом году все начало сдвигаться с мертвой точки - и количество новых групп приятно удивляет. Диск появился, и без сомнения его выпуск - событие историческое для нашей готической сцены. Возможно, что благодаря этой компиляции некоторыми группами заинтересуются западные лейблы...
Оформление CD "Edge of the Night: Russian Gothic Compilation" на хорошем профессиональном уровне, за исключением быть может ужасного постера с готами, в числе которых запечатлен и я (что меня совсем не обрадовало). Постер можно сразу в унитаз спустить (мое мнение). Г-н Chthon заявил, что отпечатан постер на супер-крутой и эксклюзивной бумаге - может это и так конечно, но по виду она не намного лучше туалетной выглядит. Но как говорится, постер - это такая мелочь, на которой не стоит заострять внимание, ведь главное - это музыка. Надо отдать должное - размещение трэков оказалось очень удачным, - самые, как бы это сказать помягче, не интересные для меня группы оказались где-то в середине - что очень радует. Не совсем правда, оказалось удачным последовательность трэков Dvar - Damsel's Dream, - из-за ярко выраженной разницы в звуке - но это опять-таки мелочь...
Но перейдем к музыке. Тут может быть два подхода к рецензированию компиляции - либо это безкомпромисный подход убежденного гота, либо - более взвешенный, вдумчивый подход человека, который не собирается ставить все точки над "и". Первый вариант очень не продуктивный, так как без всякого сомнения на компиляции настоящей готики всего процентов десять - по этой причине я остановлюсь на втором варианте, и постараюсь проанализировать все трэки, представленные на диске...
Итак, -
Диск начинается с "ударного" трэка Canonis - "Snow River". На месте авторов компиляции, я наверное поступил бы аналогично. Музыка красива, романтична и не слишком мрачна, по представленному трэку можно сказать, что группа явно тяготеет к творчеству такой известной команды, как Speaking Silence, и это не так уж плохо. Хотелось бы услышать полноценный альбом Canonis, что бы составить более полное представление о группе. Возможно, что RGP пригласят эту команду в Москву уже в этом году, и если это случится, я обязательно схожу на их концерт. Трудно поверить, что в таком ужасном, гопническом городишке как Набережные Челны, существуют люди, играющие такую продвинутую музыку...
Caprice - "Princess Mee" - отличная, очень профессиональная сыгранная музыка, с большим тяготением к классике - да это и не удивительно, так как все музыканты окончили либо Московскую консерваторию, либо Гнесинский институт. Использование лирики Толкиена, на мой взгляд не слишком органично, и рассчитано главным образом на привлечение огромной армии толкинистов, которая, как мне кажется, за последние несколько лет не только не уменьшилась, но и наоборот разрастается… Слушая эту команду, мне даже как-то не приходят в голову какие-то западные аналоги - без сомнения, Caprice - явление на российской готической сцене... Несколько подпортил впечатление о группе убого сделанный сайт, который работает только против самих музыкантов.
Romowe Rikoito - "Elegy" - я не перестаю восхищаться этим трэком, настолько красиво и мрачно переданы трагические стихи Chidiock Tichborne, написанные поэтом за несколько часов до казни... "Элегия" просто великолепна, я могу слушать ее много раз подряд как медитацию, погружаясь в мрачные и скорбные мысли... Что еще написать? - Для данной компиляции все же я предпочел бы другой трэк, на котором поет Niktorius, так как все же именно его голос является в группе основным, да и издание "Элегии" на компиляции Борисова...
No Man's Land - "Падая в Ночь". Не лучший трэк с альбома этого уже распавшегося готик-рокового коллектива. Хороший вокал, который придает индивидуальности этой довольно стандартной музыке, лирика на уровне... В целом впечатления положительные, и я думаю CD Edge of the Night - и без готик-рока - выглядел бы несколько странно. Из подобного рода музыки, что представлена на диске, этот трэк лучший.
Neutral - "Playroom" - самый готичный и единственный horror трэк на диске. Сейчас группа играет дарк-фолк, и "Playroom" композиция мягко говоря не новая - к сожалению, музыканты до сих пор не записали в студии свои новые и не менее талантливые вещи из-за отсутствия денег. Трэк отлично вписался в компиляцию, и даже я, обслушавшийся им в свое время, сейчас его с удовольствием слушаю, находя в нем темное вдохновение.
Dvar - "Taai Liira". Меня просто бесит и удивляет публика, находящая в музыке группы сходство с black metal - такое могут утверждать лишь совсем уж тупые металлеры, ни разу не слышавшие Das Ich или скажем, менее именитых Relatives Menschsein... Трэк очень хорош, и подобная заводная электронная музыка как нельзя лучше подходит для готических парти... Dvar - бесспорно это явление на нашей сцене, которое возможно в будущем будет иметь коммерческий успех и культовый статус...
Ну вот... начинается... обычно я вот на этом месте усиленно жму кнопку плеера несколько раз подряд пропуская вот это самое...
Девушкин Сон - "Элегия для ритм-бокса". Не знаю, каким образом эта команда вообще попала на компиляцию - от готики это уж совсем далеко будет... Мне не понравился ни их концерт, ни трэк на компиляции. Спрашивается - зачем людям настроение-то портить? Этож Калибри прямо какие-то, ужжжжас...
Фантом Берты - "Igni Natura Renovatur Integra". Вполне вероятно, что это далеко не самый лучший трэк группы - очень на это надеюсь. Музыка состоит полностью из одних штампов, - я лично считаю, что все содрано с The Sisters of Mercy. Вокал просто ужасен - и чем-то напомнил мне Егора Летова(а отнюдь не Эндрю Элдрича). О чем поет вокалист из-за особого "прононса" понять весьма сложно, а припев на латыни иначе как надругательством над древним языком не назовешь... Это конечно не готика - это пост-панк.
Сны - "Облако Снов". Электронная, и абсолютно никакая музыка с девочкой, которая поет совершенно идиотский текст, да еще и по русски. Этот коллектив также как и предыдущие два, к готике отношения не имеет. Пусть это останется на совести составителей. Нужно отметить, что эта группа названа в числе любимых групп г-на Коронера по итогам 1999 года - что меня если честно, уже давно не удивляет.
Cyclotimia - "Paradise X" - самый ненавистный мне трэк, просто не перевариваю вот это самое электронное - даже не могу цензурных слов подобрать. Естественно, этот трэк появился на компиляции в первую очередь потому, что музыканты вложили в издание компиляции свои деньги, а во вторую - потому что музыканты - друзья г-на Coroner'a. Может конечно у них и есть что-то достойное - но вот это - откровеннейшее... абсолютно не вписывающееся в рамки данной компиляции.
Ну вот, кажется самое ужасное позади...
Лунофобия - "Под Снегом". Нууууууууу, что вам сказаааааааать... Попс конечно, но слушать можно - как говорится, "молодое поколение выбирает". Даже как-то неудобно их критиковать после предыдущих ужасов. У вокалистки интересный, я бы назвал его "теплым", голос, - если живьем их не видеть, то вполне... У группы, как мы смогли убедиться на их концерте, есть и более готик-роковые опусы, но как я понимаю, в студийном виде они еще не появились… "Под Снегом" - единственный трэк на компиляции, который может иметь успех у народных масс...
Джембе - "Tourdion". Эта группа - еще одно открытие, очень грамотный и профессионально сыгранный medieval. Минус состоит лишь в том, что "Tourdion" исполняют все кому не лень (на Западе конечно), ничего нового я для себя не открыл, - подождем, быть может группа сделает что-то свое собственное и не менее талантливое...
Kratong - "Echoes of Sinking Ships". Один из любимейших моих трэков на компиляции. Звучание мало чем отличается от основного проекта - Romowe Rikoito и представляет собой как всегда очень красивый и меланхоличный дарк-фолк с мужским и женским голосами...
Moon Far Away - "December of Times". Данный трэк является частью концептуального альбома "Sator" и несколько не влезает в рамки компиляции, из-за своей монументальности, хотя вполне готичен... У меня остались какие-то размытые и блеклые воспоминания от "December of Times". Наверное, я просто ничего не понимаю в такой музыке.
Tnt Art - "Better than You". Если бы не ковер всеми любимых Swans, этой группе на готической компиляции нечего было бы делать. Звучание клавиш весьма неприятное и просто режет слух. Измордовать творение Swans группе Tnt Art все-таки не удалось, - все звучит достаточно близко к оригиналу и среди прочих трибютов Swans, этот выглядит вполне на уровне. Больше и сказать нечего.
Cisfinitum - "De Profundis". Замечательно, что компиляция завершается именно этой, очень минорной, спокойной и красивой композицией. Вороновский как всегда великолепен. Музыка мало отличается от той, что он делал с Model - также медитативна и печальна...
Вот такая вот рецензия получилась. В целом компиляция очень слушабельна, и должна быть в коллекции у каждого поклонника готики.
Для начала мне бы хотелось искренне поздравить Russian Gothic Project с выпуском сборника российских групп известной направленности. Это большое достижение, и я надеюсь, работа музыкально-практического отделения RGP только начинается.
Теперь собственно о сборнике. Как я понял главной идеей компиляции было желание представить все многообразие российской готической и около-готической сцены. Иначе понять сборник очень сложно, потому что групп, играющих в чистом готическом ключе очень мало. С них и начнем.
Лучшим представителем gothic rock на сборнике я считаю питерский коллектив Фантом Берты. Меня потрясла динамика их трэка Igni Natura Renovatur Integra. Особенно понравилось звучание гитары, “убитой” до состояния оригинальности. К сожалению, хоть песня и поется на русском языке, не всегда можно разобрать тексты. А вообще, мне очень по душе питерская готическая идеология. Группа No Man’s Land с Падая в ночь меня вообще убила. Почему-то вспомнились подгитарные песнопения христианской молодежи, которым вдруг взгрустнулось по поводу Неприходящего. Для таких людей готика – это не мышление, а способ игры на муз.инструментах.
Естественно, сборник не обошел вниманием и любимый Русским Готическим Проектом dark folk. Тут лидирует калининградская группа Romowe Rikoito со своей совершенно потрясающей Элегией. На мой взгляд, это самая красивая композиция на компиляции и, пожалуй, самая грустная. Правда, мне очень хотелось услышать вещь с вокалом Никториуса, но превосходный голос Джулии просто поражает своей глубиной. Очень жаль, что Neutral представили свой старый трэк Playroom, а не какой-нибудь эксклюзив. Ведь уже написано много нового материала… Тем не менее, Playroom продолжает оставаться одной из наиболее мрачных вещей, представленных на сборнике, а гитара Липкина не перестает меня восхищать. Немного разочаровал другой dark-folk’овый трэк Echoes Of Sinking Ships калининградских Kratong – проекта музыкантов Romowe Rikoito. Ожидалось большего, но превосходная гитара в дуэте со скрипкой исправили
общее впечатление от несколько невзрачной композиции, позволив закрыть глаза на плохой английский.
От прослушивания Tourdion новосибирского ансамбля старинной музыки Джембе повеяло средневековыми городскими карнавалами… Мастерски исполненная мелодия подействовала на меня примерно также, как Saltarello, сыгранная Dead Can Dance. Я присоединяюсь к пожеланиям услышать от Игоря Тюваева и его ансамбля свои собственны произведения. Хорошо играть – это еще не все.
Еще один стиль, находящийся в фаворитах у RGP, да и у меня самого – это ethereal. Трудно представить, что Canonis, еще недавно игравшие doom metal способны на создание вещи подобной Snow River. Это, как мне кажется, еще лучше и еще “этереальней”, чем последнее, достаточно бледноватое демо “The Aquarell”. Первые две группы, приходящие на ум, - это Speaking Silence и Love Spirals Downwards. Вот что значит дать людям вовремя послушать хорошую музыку!
Великолепно представлен и московский коллектив Caprice. Правда, английский Инны Брежестовский на Princess Mee иногда походит на немецкий, но ее “эльфийский” голос восхитителен.
Девушкин Сон и их Элегия для ритм-бокса произвели на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны, все составляющие определения dark trip wave исполняются, тексты вроде социальны, женский голос абсолютно андеграундный, все в жизни как будто плохо, но с другой стороны звучит немного жидковато. Если звуку добавить плотности и усилить мелодическую линию, выйдет просто замечательно.
Трэк Облако снов саратовской группы Сны на фоне других выглядит менее впечатляюще, это уже synth-pop, хоть и грустный. Почти оперный женский вокал, легкий полу-трип-хоповый ритм… Ничего вроде плохого, но и хорошего тоже… Питерская Лунофобия выдала супер-хит Под снегом, ибо это, наверное, единственная песня на сборнике, реализация которой может иметь реальный коммерческий успех. Немного напоминает Chandeen, но более динамично. Правда, песню с лидирующим женским вокалом немного портит внедрение мужского, но и с этим трэк звучит очень приятно.
Явной, непонятной ошибкой является включение в сборник трэка Paradise X московского индустриального акта Cyclotomia. Вещь даже dark EBM трудно назвать… Ничего не имею против индустриальной культуры, но на готическом сборнике трэк с ярко выраженной электронной идеей звучит, по меньшей мере, неуместно. Однако, те же московские братья по электропиле Cisfinitum звучат очень и очень достойно. Их De Profundis, выполненная в стиле dark-trip-ambient, отлично вписывается в сборник. Хочется также отметить профессионализм Евгения Вороновского и его великолепное чувство гармонии. Еще одни индустриальщики из российской столицы TNT Art своим кавером Better Than You SWANS меня очень расстроили. Если уж делаешь кавер, то нужно попытаться привнести какое-нибудь иное понимание песни, иначе начинается спор – кто лучше? SWANS лучше. TNT Art, возможно, хотели усилить динамику трэка, но дело
в том, что все вещи SWANS абсолютно самодостаточны и в добавлениях не нуждаются. Хоть бы слова по-человечески произносили!
Слушая Edge Of The Night, я заметил, что в России практически нет мрачной музыки. Грусть, меланхолия… Похоже, это положение вещей начинает исправлять новый коллектив под названием Dvar. Среди всеобщей печали их синтезаторная злобно-апокалиптическая Taai Liira с истошным вокалом звучит даже немного странновато, но если слушать этот трэк отдельно, настроение достигает своего нормального состояния, из которого не выходит очень долго.
Лучшей российской готической группой Moon Far Away называются по праву. Когда я слушал December Of Times с еще невыпущенного диска, я долго не мог понять, те ли это Moon Far Away, чьи ранние вещи a-la Dead Can Dance поразили всю российскую готическую элиту. Потом я понял: у Moon Far Away появился свой собственный стиль. Пусть они уже не похожи ни на кого из знаменитостей, но с таким высочайшим уровнем исполнения и композиторского искусства они сами культ.
Напоследок замечу, что, несмотря на отличный дизайн, использование картины Дюрера в оформлении сборника российских групп кажется мне нелогичным и неоправданным. Логотип RGP был бы куда более подходящим…
В Англии gothic-движение было очень модным в 80-е. Сейчас встретить на улицах Лондона молодых людей с черными губами в майках Sisters of Mercy - дело нелегкое. Надо признаться - я и сам в школе любил хмурить брови под Siouxsie And The Banshees или The Cure и смотреть фильмы про вампиров. Потом вроде само прошло. Но не все так просто. И доказательство - Edge Of The Night: Russian Gothic Compilation - сборник русских готических групп. Ограниченное издание - 999 копий. Серебро на темно-фиолетовом, ангелы смерти рубят головы направо и налево. В общем, все очень стильно. Правда, диск у меня в редакции кто-то подрезал. Жаль, мог бы подарить своим британским знакомым - любителям этой музыки. На прилагающемся постере - человек пять "московских готов". Выглядят очень мило. Кстати, у нас есть и официальный готический сайт www.gothic.ru. Так что вампиры действительно бессмертны и
внешне совсем не кровожадны. Но все равно будьте начеку.
Это промо-диск проекта, несущего в массы культуру готов. Кто такие готы, все наверняка в свое время читали в культовом журнале "Ровестник". Если не читали, то составить об этом представление с помощью одного этого диска вряд ли удастся. Во-первых, мироощущение готов несколько невнятно для постороннего человека. Мы знаем о них ничего или мало. Обычно незнакомое и непонятное становится вполне естественным и приемлемым в случае, если это самое "новое" удается описать с помощью привычных слов и понятий. В данном случае это трудновато - в готической музыке много оригинальных и самостоятельных музыкальных жанров, которым нельзя найти аналоги. С точки зрения музыкальных стилей, диск очень многоплановый и неоднозначный. Есть и фолковые, и роковые композиции. Тяжелого и металлического неожиданно мало - это почти разочаровывает. Тексты, написанные
на русском, показались мне напыщенными или бессмысленными, а вокал - не всегда достаточно профессиональным. Но слушать этот диск очень интересно, много стилевых находок, некоторые песни очень жизнеутверждающие (особенно первый трэк группы "Canonis"). Отличный дизайн и маленький тираж делают "Edge of the Night" еще привлекательнее. Кстати название сборника повторяет название ежегодной Halloween Gothic Party, которые делает Russian Gothic Project в клубе "Край".
Во время всеобщего земфирапокалипсиса московские активисты готик-субкультуры Coroner & Co. выпустили замечательный CD. Признаюсь, пилотную информацию о релизе данного сборника я воспринял с немалой долей скепсиса - ну не думал я, что "проготические" русские группы окажутся конкурентоспособными по отношению к своим западным коллегам, а некоторые из них вообще претендуют на нечто большее, чем прозябание в "черном" российском андерграунде. Итак, "на краю ночи" вас ждет встреча с интереснейшими российскими командами, играющими готическую по духу музыку с самыми разными стилистическими и ритмическими расцветками: от традиционного гитарного материала и средневековых этереальных фолк-произведений до darkwave и dark trip wave. Большая часть песен исполняется на русском языке, что делает отдельные композиции еще более цепляющими и неотразимыми. Хорошее впечатление оставили после себя
многие коллективы, но я здесь остановлюсь лишь на тех исполнителях, которые запали мне в душу и даже вызвали особенный трепет или щекотание в животе. Да! Таковые имеются, и я искренне надеюсь, что вы запомните их имена. Удачно открывает сборник группа CANONIS из Набережных Челнов c волнующим этереальным вальсом, прекрасно подчеркнутым густым и теплым женским вокалом. Песня немедленно располагает к дружелюбному прослушиванию остального материала. Далее, более тяготеющий к холодным неоклассическим образцам, акустический коллектив из Москвы не хуже ATARAXIA сыграл свое этереальное произведение с характерными для жанра витиеватыми женскими вокалами и струнными, звучащими в духе сказки про Садко. Очень мило и достойно подражания. Мрачно-замогильный печальный готик-фолк ROMOWE RIKOTITO звучит как материал матерой формации, уже имеющей культовый статус на сцене и свой Орден
Поклонников. Очень понравилась мне искренняя песенка калининградской готик-рок-группы NO MAN'S LAND - плаксивые вокалы фронтмена и легко порхающий на массивных звуковых крыльях гитарный саунд команды составляют эффектную комбинацию, которая звучит гораздо актуальнее и притягательнее, чем всяческие там "океаны эльзы" или "харамамбуру" (даже если просто ограничиться рамками рока). Словно "приглашение в Ад" звучит лавкрафтианский darkwave-ужастик загадочного оккультного проекта DVAR. Вне всяких сомнений, это одна из точек кипения диска. А теперь мой персональный фаворит, гвоздь программы, трек, соблазнивший меня и вызвавший своего рода аудиооргазм!!! Это саратовская группа СНЫ и ее мечтательный синтетический шедевр "Cloud Of Dreams", который плавится в эфире, подобно cеверному сиянию. Замечательно то, что неторопливый и плавный трек ребят вполне может стать и "клубным хитом".
Да, уж мы удивим публику в Лейпциге, включив данную композицию в наш DJ-сет!! Питер представлен на сборнике драматичной песенкой "Под снегом" группы ЛУНОФОБИЯ, временами звучащей как хороший вариант ДДТ с готическими стихами. И уж как совсем дорогой этереальный саундтрек к панорамному кинополотну разворачивается шикарная композиция мэтров русской готики MOON FAR AWAY. Теперь я не удивляюсь, что на музыку коллектива "попались" даже западные коллеги. Еще на сборнике представлены песни групп NEUTRAL, ДЕВУШКИН СОН, ФАНТОМ БЕРТЫ, CYCLOTIMIA, KRATONG, TNT ART, CISFINITUM и ДЖЕМБЕ: что-то получше, что-то чуть похуже, но мое мнение о релизе остается неизменным - "заваливайтесь" на веб-сайт москвичей, вступайте с ребятами в переписку и "пробивайте CD-тему" не мешкая, так как количество копий сборника ограничено 999 экземплярами.
Первое, на чем необходимо сконцентрировать внимание, это собственно выход этого сборника в свет. Российская независимая сцена стала способна культивировать разноплановую музыку и оперативно доносить ее до слушателя. Прошли времена, когда хард-энд-хэви и русский блюз считали себя единственно правильными и достойными всеобщего внимания, теперь каждому слушателю воздается по вкусам его. Уже отличились растаманы и альтернативщики (у последних, как у самых активных, сборников выпущено тьма-тьмущая) ныне слово за русскими кельтами и готами.
"Edge Of The Night" - вещь элегантная и специфическая. И оформление и внутреннее наполнение полностью соответствуют концепции провозглашенной Русским Готическим Проектом: "Прекрасное через печальное". Именно поэтому львиная доля пространства диска отдана музыке прекрасной, очень печальной и нежной: преобладают произведения etherial, darkwave и mediaval направленности, в противовес gothic-року, обозначенному одним треком, и вовсе не представленному тяжелому звуку. Шестнадцать композиций российских коллективов так или иначе примыкающих к готик-направлению, с потрясающим географическим охватом, т.е. с песнями групп происходящих из таких мест, где наличие готического духа и представить-то было невозможно: ДЕВУШКИН СОН (Курган), CANONIS (Набережные Челны), NO MAN'S LAND, KRATONG и ROMOWE RIKOITO (Калининград), ФАНТОМ БЕРТЫ и ЛУНОФОБИЯ (Санкт-Петербург), СНЫ (Саратов), ДЖЕМБЕ
(Новосибирск), MOON FAR AWAY (Архангельск), TNT ART, CISFINITUM, CAPRICE, CYCLOTIMIA, NEUTRAL (Москва) и DVAR (недавнее открытие РПГ и сборника в частности - неизвестно откуда). Проведена огромная работа по отбору и компоновке компиляции, ход которой можно было проследить на официальном сайте РПГ - www.gothic.ru. И, надо отдать должное, сей труд увенчался успехом. С "Edge Of The Night" вы можете получить наглядное представление о новой для России субкультуре выкристаллизовавшейся из субкультуры прежней.