GOTHIC SUBCULTURE ILLUSTRATED FAQ
by Coroner & Claire
(Version 0.98 dated 28/II/2000)
Ниже вы можете найти сборник статей освещающих самые различные аспекты gothic субкультуры.
Нельзя сказать, что в жизни большинства готов алкоголь играет важную роль. Но, как и у “обычных” людей, у готов тоже иногда появляется желание выпить - как не удивительно большинству готов не чужд самый демократичный напиток - пиво, на каждом gothic фестивале или концерте обязательно стоят палаточки разливающие оный напиток. Хотя сложно назвать пиво настоящим готическим напитком - скорее на эту роль подойдут более утонченные вино и абсент. С вином все понятно - тут лидирует красное вино - так напоминающее своим цветом кровь, какие-то определенные сорта выделить нельзя (хотя в готических журналах таковые иногда рекламируются - с вызывающими названиями типа “Кровь Дракулы”). Абсент это очень крепкий (70 градусов) и горький напиток изумрудного цвета, изготавливаемый из полыни - напиток европейских декадентов прошлых веков и начала нашего (Верлен, Рембо), вызывает привыкание, галлюцинации и при постоянном применении - тяжелые осложнения - поэтому запрещен к продаже в большинстве стран. Нельзя сказать, что готы злоупотребляют алкоголем, но и утверждать что большинство - отъявленные трезвенники мы тоже не будем.
Можно сказать, что отчасти готы в том виде, в котором существуют сейчас, возникли благодаря вампирской эстетике. Как известно основной толчок развитию goth культуры дала композиция “Bela Lugosi’s Dead” (про культового венгерского актера - Bela Lugosi, исполнителя роли Дракулы) группы Bauhaus вышедшая в саундтрэке фильма “The Hunger” (фильм про двух современных вампиров) да и в дальнейшем готический имидж и эстетика формировались под сильным влиянием вампирского образа. Так символ готов - анк, прижился благодаря использованию в уже упомянутом фильме “Hunger”. Среди готов культовую популярность приобрели многие вампирские фильмы - Nadja, The Addiction, Interview with a Vampyre, и многие вампирские романы - Брэма Стокера, Анны Райс и других. С существованием “реальных” вампиров - вопрос не простой - для кого-то это факт, другие же не верят в подобную “сверхъестественную чушь”, но существует немало людей называющих (или даже считающих) себя вампирами. Современная вампирская субкультура близка к готической, часто даже пересекается с ней, но это не одно и то же. Многие люди, считающие себя вампирами, готами не являются, не слушают готическую музыку и не близки к gothic субкультуре - у вампиров свои клубы, сайты и конференции. Некоторые из тех, кто считает себя вампирами, действительно верят в свое сверхъестественное происхождение, другие же просто очень глубоко погрузились в эстетику вампирских ролевых игр (типа Vampyre: The Masquerade). Но мы не зря упоминали о пересечениях готической и вампирской субкультуры - некоторые готы считают себя вампирами, более того, наиболее эффектно выглядящие вампиры принадлежат к goth культуре - посетив многие вампирские страницы в интернет, вы поймете, что в массе своей сами люди считающие себя вампирами выглядят довольно просто и неброско. Многие из вампиров удлиняют себе клыки (следует отметить, что у некоторых удлиненные клыки от рождения), для удлинения используется много средств - наращивание хирургическим путем, имплантация или использование протезов. Из одежды вкладом вампиров в готическую эстетику были только вампирские плащи (двусторонние - внешний черный, внутренний красный) и цилиндры.
Как и в большинстве современных молодежных субкультур у готов присутствует феномен инициации, выражающийся в
выборе собственного готического имени. Большинство осознает свою "готичность" уже в достаточно зрелом возрасте,
и тогда же индивидуум осознает необходимость выбора "готического псевдонима", имени по которому его (ее) будут
знать в субкультуре. Конечно же, есть готы, не использующие псевдонимы и известные под реальными именами, но таких
буквально единицы. Основная масса использует различные имена, часто напрямую отсылающие нас к "темной" природе
их владельцев - Shadow Angel, Batgirl, Decay, Batty, Nocturna, Agony, Raven, Elisabat, Nephrael, SexBat, итд,
Иногда имена отсылают нас к различным популярным у готов литературным/кино персонажам - Morticia, Elvira, Lestat,
Louis, Orlok, Draven, Claudia, Vlad, Akasha, итд, Иногда это просто "красивые имена" не являющиеся настоящими именами
их владельцев - Cynthia, Rachael, Catharina, Raquelle, Lorylin, Christian, Rafael, Carmilla, итд. Иногда имя явно
заимствовано из произведений любимой группы - Moonchild, Severina. Обычно имя прочно "прилипает" к его владельцу и
произвольно его не меняют. Часто у участников gothic музыкальных групп также имеются свои сценические псевдонимы.
В интернет есть очень хороший сайт Name That Goth! (
Готы присутствовали в интернет с самого начала его массового распространения. Изначально это было присутствие на уровне
конференций в Usenet, первая из которых - alt.gothic была основана в 1991 году, позднее были основаны много
специализированных готических конференций - alt.gothic.fashion (мода), alt.gothic.nightclubs (о готических клубах),
alt.personals.gothic (для личной переписки готов), alt.gothic.announce (объявления о party и концертах) итд, и много
региональных gothic конференций - aus.culture.gothic (Австралия), uk.people.gothic (Англия), de.alt.szene.gothic
(Германия) и fido7.su.music.gothic (Россия - создана в 6-го ноября 1996 года). В другом виде конференц-связи -
IRC готы были не менее активны - готические каналы существуют на всех IRC сетях - обычно это каналы #darkwave,
#goth, #gothic или #gothik, много готов также можно встретить на вампирских каналах - обычно #vampcafe, #vampyre,
(#vempyre, #vampire) #vampires (#vempires, #vampyres). Более того, существуют даже специальные IRC сети для готов
- Darker.Net (
В этом разделе мы рассмотрим два вопроса, какие фильмы наиболее любимы готами и можно ли увидеть готов в фильмах?
Сначала рассмотрим второй вопрос. Готы присутствуют в художественных фильмах не очень часто, но в последнее
время количество фильмов с присутствием готов увеличивается. Конечно, можно исследовать персонажи фильмов на
предмет наличия готического мировоззрения и найти немало героев, которых мы могли бы назвать готами, но в первую
очередь нас интересуют фильмы, где героями являются настоящее готы - и по имиджу и по восприятию мыслей. На данный
момент нам известно всего три фильма, где главный герой (или один из главных героев) - гот, это Жучиный Сок
(Beetlejuice), Эдвард Руки-Ножницы (Edward Scissorhands) и Ворон (The Crow). Два из них (Beetlejuice и Edward
Scissorhands) сняты культовым готическим режиссером Tim Burton (к его личности мы вернемся ниже). В Beetlejuice
один из двух главных героев девочка Лидия (Lydia), в исполнении Вайноны Райдер практически типичный гот-тинэйджер
и по имиджу и по настроению (не находит контакт с родителями и сверстниками, находится в постоянном депрессивном
состоянии, интересуется сверхъестественным, etc). Эдвард Руки-Ножницы (в исполнении Джонни Деппа) из одноименного
фильма персонаж больше сказочный, но и его внешний вид (костюм и make-up) и неприспособленность к жизни в реальном
мире вполне позволяют нам назвать его готом. И, наконец, Эрик Дрэйвен (Eric Draven) в исполнении Брэндона Ли
(погибшего на съемках Ворона) породил настоящий культ - и стиль одежды Эрика и его make-up стали чрезвычайно
популярными среди готов, да и само поведение и образ жизни героя не дают нам усомниться в его готичности. Также
можно упомянуть фильмы Колдовство (The Craft) где главными героями является четверка девочек-ведьм, двое из которых
вполне готичны и Семейка Адамс (The Addams Family) где большая часть персонажей и антураж комиксово-готичны.
К сожалению фильмов с главными-героями готами нам больше не известно, но в последнее время в эпизодических ролях
проявляется немало готов, например в фильмах Urban Legends, Bride of Chucky, The Faculty, etc, и в огромном количестве
современных фильмов есть сцены в различных goth/fetish/s&m клубах - от Starngeland до Matrix, где проскакивают
соответствующие персонажи. Отдельно стоит упомянуть культовых готов Bauhaus, проявившихся в самом начале фильма The
Hunger.
Второй аспект - фильмы, имеющие у готов культовую популярность. Таковые можно разделить на несколько групп. Во-первых,
это классика horror, немые фильмы ужасов начала века (Nosferatu, The Cabinet of Dr. Caligari, Vampyr, etc), фильмы
ужасов студии Hammer (Dracula, Dracula has Risen from the Grave, Countess Dracula, etc), и большая часть фильмов с
культовыми актерами ужасов - Бела Лугоши, Питер Кашинг, Борис Карлофф и Кристофер Ли. Вторая группа - современные
вампирские фильмы, как крупнобюждетные постановки, например, Bram Stocker's Dracula и Interview with a Vampyre так
и менее популярные ленты, например, Nadja или The Addiction. И третья группа - фильмы с главными-героями готами - уже
упоминавшиеся The Crow, Edward Scissorhands, Beetlejuice, The Addams Family, etc. Отдельно стоит упомянуть культовый
готический мультфильм Nightmare Before Christmas, спродюссированный Тимом Бартоном.
Из актеров, особенно любимых готами, следует выделить Кристину Риччи (Christina Ricci), полюбившуюся за роли в The
Addams Family, Addams Family Values, Casper и Sleepy Hollow (к слову и Кристина Риччи не равнодушна к готам,
признаваясь в любви к оной субкультуре в интервью и регулярно появляясь в gothic клубах),
Джонни Деппа (Johnny Depp) за роли в фильмах Edward Scissorhands, Ed Wood, и Sleepy Hollow. А также Брэндон Ли
(Brandon Lee) за роль в фильме The Crow. Из режиссеров пользующихся культовой популярностью стоит упомянуть Тима Бартона
(Tim Burton), пожалуй, это самый готический режиссер из снимающих в Голливуде. Практически все его фильмы несут в себе
черты готического антуража, это и Beetlejuice и Batman (Batman Returns) и Edward Scissorhands и Ed Wood и Sleepy Hollow
и конечно Nightmare Before Christmas.
Тафофилия - любовь к кладбищам, это один из аспектов танатофилии - здесь влечение к смерти появляется как любовь к прогулкам по кладбищам (в более частных случаях к занятию сексом не кладбищах). Причины любви готов к подобному времяпрепровождению разнообразны - большая часть готов обожает саму атмосферу спокойствия и умиротворенности кладбищ, напрямую связанную с образом смерти. Действительно атмосфера кладбищ сама по себе готична, а уж если и само кладбище “готично” (надгробия прошлых эпох, склепы, надгробные памятники - ангелы, etc) то тут и говорить нечего. Естественно готов в первую очередь привлекают готические исторические кладбища - именно на таких кладбищах в западных странах проще всего встретить готов (или просто одиноко гуляющих или тусующихся компаниями). Любовь к занятию сексом на кладбищах встречается реже (и скорее относится к одному из видов некрофилии), но все же бывает. Следует отметить, что подавляющее большинство готов обожает гулять по кладбищам, этим и объясняется гигантское количество сайтов кладбищенской фотографии в интернет и активность двух кладбищенских мэйлинг лисов - grave-l и cemetery-l. В России тоже есть готические кладбища, облюбованные местными готами - в Москве это Введенское и Донское кладбища, в Питере - Смоленское и кладбища Александро-Невской Лавры. Фотографии с русских кладбищ вы можете найти здесь - http://www.gothic.ru/cemetery.
Отчасти успех развития любой субкультуры зависит от возможности людей, задействованных в оной, общаться между собой. В случае субкультур порожденных “музыкальным” путем основных местом сбора являлись и являются клубы. На заре goth культуры готы тусовались в панк клубах (что не удивительно, учитывая корни goth субкультуры) и в s&m клубах (клубы садо-мазохистов, что в принципе сложнее объяснить), но этот факт наложил глубокий отпечаток на готическую эстетику (в частности в области имиджа и открытости (отсутствия табу) в области секса). Может быть и не первый, но до сих пор самый известный чисто готический клуб - batcave, находился в Лондоне, в нем выступали практически все родоначальники gothic rock, batcave был закрыт в конце 80-х. В настоящее время в мире функционирует по разным оценкам от 300 до 600 готических клубов. Наибольшее их число в США и Германии, хотя готические клубы есть в большинстве стран, где существует хоть какое-то количество готов - от Японии и ЮАР до Словакии и Бразилии. Обычно клубы работают далеко не каждый день, но на регулярной основе. Чаще всего можно встретить клубы, работающие один (или несколько) раз в неделю в определенный день недели - например, каждую субботу, существуют клубы работающие реже - раз (или два) в месяц. То, что клуб работает один раз в неделю, не значит что во все остальные дни помещение, в котором располагается клуб, пустует - в другие дни недели там может происходить что угодно - от fetish и s&m клубных вечеринок до industrial или noise party, обычно название клуба отличается от названия места, где происходит мероприятие - иногда в списках готических клубов вы можете обнаружить два разных клуба, с разными названиями, работающие в разные дни недели по одному адресу - это означает что в одном и том же помещении разные люди устраивают свои party. Именно по этому клубы имеют возможность переезжать, устраивая выездные party - ведь по больше части клубы это устоявшаяся аудитория плюс организаторы плюс DJ-резиденты клуба - например, на готических фестивалях вы можете “попасть в клубы” находящиеся в самых разных городах или даже странах. Часть клубов открыта для всех, часть (как, например, лондонский Slimelight) только для членов клуба. Обычная программа клуба это многочасовой DJ-сет и одно (максимум два) выступления gothic групп - в основном готы ходят в клубы не слушать музыку, а общаться или танцевать - поэтому чисто концертные вечеринки редки в основном это готические дискотеки - причем термин дискотеки не следует воспринимать в “советской” эстетике - на party DJ ставят не только танцевальные darkwave или electro композиции, но и gothic rock с ethereal и dark folk - и под все это готы танцуют (кстати, очень оригинально - практиковать танцы под gothic rock готы начали еще на заре развития субкультуры). Кроме музыкальных бывают и литературные или художественные готические клубы - в них готы собираются на поэтические чтения или литературные выставки - такие клубы, как правило, носят более закрытый, элитарный характер. В России готических клубов пока нет - party проводящиеся при поддержке Russian Gothic Project в клубах “Край” и “Реактор” не в счет по причине их нерегулярности. Хотя party “Промышленные собрания” в клубе “Моби Дик”, в 1996-1997 годах (позднее в клубе “Акватория”) по многим параметрам вполне тянули на gothic/darkwave party.
Этот раздел не о готах впавших в детство, а об одном из феноменов западной культуры, практически не известном у нас.
Так уж сложилось, что на западе комиксы считаются одним из видов литературы, так сказать литературным жанром, и нет
ничего удивительного, что существует немало комиксов для взрослых (не в смысле adult из-за неприемлемого содержания
для детей до 16), затрагивающих более серьезные проблемы, встречаются даже комиксы с серьезным философским подтекстом.
Не удивительно, что существует и масса готических комиксов, как издаваемых специально для готов, так и популярных
комиксов, которые приобрели культовую популярность у готов. Большая часть комиксов популярных у готов готичны как по
содержанию (сюжет, персонажи) так и по графике. Ко второй категории относятся комиксы Vampirella, Vampyre Princess Myu,
Sandman (особенно любим среди готов за мрачность и наличие главного героя гота - Death), Scary GodMother, Lady Death,
Cry for Dawn, The Crow, итд.
Комиксы созданные готами для готов, как правило, достаточно ироничны, и своим примером демонстрируют наличие
неординарного чувства юмора у готов и способности смеяться над самой gothic subculture. Чаще всего персонажи этих
комиксов "стереотипные" готы, и эти комиксы высмеивают различные готические стереотипы и табу. Из наиболее известных
- Chi-Chian, Oh My Goth, Johnny the Homicidal Maniac (реальный культ - в интернет не счесть страниц, посвященных этому
комиксу) и комиксы про гота Dead в журнале Zillo (кстати, на последнем фестивале Wave Gotik Treffen в Лейпциге именно
Dead, а точнее кружки, футболки и сумки с его изображением были основными экспонатами стенда Zillo).
На раннем этапе развития субкультуры готы и музыка были неразрывно связаны - готами тогда называли исключительно
поклонников (фэнов) готических групп, подобная ситуация продолжалась довольно долго, но в настоящее время связь
готов с музыкой несколько ослабла - теперь можно встретить готов слушающих далеко не только gothic группы, или
даже вообще не слушающих готическую музыку. Отдельно стоит рассмотреть ситуацию с готическими группами - некоторые
из них действительно состоят из готов, в других же участники таковыми не являются - но вовлеченность и тех и других
в жизнь готической сцены уверенно позволяет классифицировать их как готические. Часто можно встретить упоминания о
поколениях готических групп (first & second generation), к первому поколению относят готические группы появившиеся в
начале 80-х - Bauhaus, The Cult, Joy Division, Sisters of Mercy, Siuoxsie & the Banshees, etc, следует отметить, что
большинство упомянутых групп не называли сами себя готическими, второе поколение это более молодые группы - Rosetta
Stone, Nosferatu, London After Midnight, etc, это группы возникшие в конце 80-х, уже называвшие себя готическими. В
последнее время иногда упоминают third generation, для описания самой новой формации готических групп из gothic metal
области. Более подробную информацию о готической музыке вы можете найти в Su.Music.Gothic FAQ -
http://music.gothic.ru/gothfaq.htm.
8.10 - Готы и "настоящие готы"
Пусть вас не удивляет название этой статьи - как и в большинстве субкультур с богатой и длинной историей у готов существуют свои представления о том кто "круче" или кто настоящий, а кто ненастоящий гот. В отличие от black metal субкультуры, в которой разборки между true и не-true группами приобрели основное идеологическое значение и в каждой стране есть два лагеря, которые взаимно обзывают друг друга позерами, у готов все гораздо спокойнее. В целом ситуация выглядит следующим образом - у большинства старых готов (те кто имеет 10-и летний или даже более стаж нахождения в goth субкультуре) естественно вызывают легкое раздражение тинэйджеры обслушавшиеся Marylin Manson и Nine Inch Nails, насмотревшиеся The Crow и по этому вдруг начавшие считать себя готами. Естественно реакция на людей подобным образом профанирующих культуру и не понимающих ее сути, не знающих ни ее истории, ни основных элементов по большей части негативная, но при этом готы в целом хорошо относятся к новичкам, при условии, что те не пытаются всеми способами показать свою "крутизну". Юных, поверхностных, готов часто называют baby bat, batty goth, kindergoth, wannabe goths, etc, по большей части эти термины не являются "оскорбительными" (хотя если тот, кого так называют, считает себя истинным готом, он вполне может обидеться), хотя и отдают каким-то снобизмом, часто по отношению к готам, считающим себя "готичнее" остальных употребляют выражение "more gother than thou", это саркастическое замечание также может относится к тем, кто слишком серьезно (и стереотипно) относится к goth субкультуре. В России в основном употребляется термин "миниготы", для описания юных готов еще не до конца понимающих суть и составляющие субкультуры.
Одной из особенностей готического восприятия мира является повышенный интерес к сверхъестественному, а значит и к магии и оккультизму. Интерес этот имеет различные проявления, от примитивного использования магических символов как элементов украшений у тех, кто не занимается оккультизмом серьезно, до готов посвятивших свою жизнь изучению магических таинств. Среди готов очень много язычников, поэтому не удивительно, что самые "популярные" оккультные традиции это различные pagan школы - Wicca (современная ведьмовская традиция, опирается на пан-европейский шаманизм, следует отметить, что wicca это не язычество как таковое, но одна из его оккультных форм), Druids (друидизм, традиция пытающаяся возродить кельтские магические ритуалы), Asatru (оккультная традиция базирующаяся на скандинавском паганизме), и другие, из перечисленных наиболее популярной среди готов является Wicca, также встречаются готы изучающие и пытающиеся возродить самые различные оккультные традиции - от Египетских и Иранских до Вуду и Каббалы. Кроме "исторических" (или претендующих на историчность) традиций среди готов есть и телемиты, теософы и ариософы. В целом большая часть готов в той или иной степени интересуется оккультизмом, но как вы видите какой-то единой готической оккультной традиции не существует.
Данный раздел состоит из двух частей - информация о специализированных gothic изданиях и информация о готах в различной прессе. Сначала рассмотрим ситуацию со специализированной готической прессой. На западе немало готических изданий как серьезных ежемесячных журналов с хорошей полиграфией, так и нерегулярных любительских зинов. Наибольшее число специализированных goth журналов в Германии - самые известные - Orkus, Sonic Seducer, Black и Gothic, ну а количество любительских зинов вообще не поддается исчислению. Да и крупные немецкие музыкальные журналы типа Zillo уделяют готической музыке и культуре немало внимания. Естественно все эти журналы на немецком, в Москве часть перечисленных изданий (Orkus, Sonic Seducer, Zillo и Gothic) можно купить (в крайнем случае - заказать) на Горбушке. В Америке основные готические здания - Carpe Noctem и Propaganda, в отличие от немецких журналов больше сконцентрированных на музыке, американские издания имеют более широкий охват, например Carpe Noctem по большей части посвящен не музыке, а литературе и арту. В России с готической прессой намного хуже, можно порекомендовать первый номер зина Raven (Смоленск), также по непроверенной информации большое количество материалов по готике содержит Севастопольский (Украина) зин Alter.Ego. Также в Воронеже существует свой gothic zine. Теперь об освещении готической культуры масс-медиа. Оно неоднозначно, как статьи, расхваливающие артистические стороны goth культуры, так и клеймящие готов как отщепенцев-сатанистов. Последний вариант статей особенно активно себя проявил после небезызвестного случая с Trenchcoat Mafia / Colorado Shooting, когда двое подростков, заклейменные западной прессой как готы (в русской прессе писавшей об этом слово "гот" не было упомянуто ни разу) перестреляли больше дюжины своих одноклассников. Обычно статьи в неготических изданиях описывают историю субкультуры или одиозные (стереотипные) современные ее проявления, объективных и серьезных статей крайне мало. В русской прессе готы не обласканы вниманием, хотя определенное число статей (Zabriski Rider, Башня, Вечерняя Москва, Московский Комсомолец) с поминанием или напрямую посвященных готам все же появлялось. Отдельно стоит упомянуть эпохальную статью в журнале ОМ, опубликованную в 1996 году, эта статья, описывавшая готов как интеллектуальную эстетскую среду, повлияла на многих людей называющих себя готами в России.
Готическое мировоззрение само по себе не привязано ни к какой религиозной доктрине, так что в вопросе вероисповедания палитра достаточно пестрая, как и у обычных людей. Есть немало неверующих готов или даже радикальных атеистов, но при этом немало и более религиозных готов, как приверженцев традиционных конфессий, так и более современных (или наоборот, древних) учений. Среди традиционных религий однозначно доминирует христианство, готов-христиан (хотя бы латентных христиан) не так уж и мало, хотя по отношению к общей массе популярных у готов течений, христиане однозначно в меньшинстве, следует отметить, что готы позаимствовали некоторые элементы христианской символики. Больше всего готов язычников и готов сатанистов, к язычникам можно отнести как последователей крайне популярных среди готов оккультных древних (или претендующих на древность) традиций Wicca, друидов, одинистов, итд, и последователей более современных и менее массовых учений - телемитов, теософов, ариософов. Немало среди готов и сатанистов, но по большей части это люди привлеченные мрачной религиозной эстетикой - внешними проявлениями, не являющиеся "реальными" сатанистами.
Говоря о готах в России, мы имеем в виду, конечно же, субкультуру и ее развитие в течение последних 20-и лет. Без сомнения в России богатые корни культуры декаданса, но четко проследить путь развития gothic субкультуры очень тяжело . Скорее всего, первыми готами следует считать музыкантов пост-панк волны 80-х - Кино, Наутилус Помпилиус, Алиса, Агата Кристи, часть их композиций вообще является характерным gothic rock, да и по имиджу они старались не отставать от своих западных коллег по цеху. К сожалению ни одна из этих групп никогда не проводила параллели между своим творчеством и мировой gothic субкультурой, хотя сейчас нам известно, что музыканты упомянутых групп имели доступ к записям их современников Bauhaus, Sisters of Mercy, The Cure, и других. Именно из-за отсутствия этих параллелей у нас, несмотря на большое количество фэнов этих коллективов, не появилось массы людей называвших себя готами - и когда упомянутые выше группы различными путями ушли из андерграундной среды - толпы обманутых фэнов оказались потерянными. Однако косвенные факты говорят, что люди называвшие себя (и, судя по всему являвшиеся ими) существовали в России всегда - наибольшее их число наблюдалось (и наблюдается) в Москве, Санкт-Петербурге и Воронеже. К сожалению нам не известен ни один "старый" гот, с "готическим стажем" более 10-и лет, скорее всего если они и есть то давно уже отошли от этой субкультуры, так что сейчас большая часть российских готов достаточно молода, так что современная goth субкультура в России насчитывает всего лишь от 3-5 лет. Самые старые из действующих ныне готических русских групп образовались в середине 90-х.
Естественно секс это глубоко интимная сфера человеческой жизни и тут не может быть обобщенных суждений - но в данной
статье мы попытаемся рассмотреть этот вопрос в общих чертах. Сначала рассмотрим сексуальность в готическом имидже.
Говоря о сексуальности в готическом имидже, следует отметить, что оценка сексуальности партнеров у готов все же
несколько смещена от восприятия “обычных” людей. Мужской образ, считающийся сексуальным, часто достаточно андрогинен,
в целом goth культура пришла к тому, что сексуально привлекательными считаются именно лица мужского пола имеющие
“бесполый” (андрогинный) вид. С женским образом немного сложнее - тут встречается несколько типов проявления
сексуальности в имидже. Во-первых, некоторое число готов девушек сознательно создает асексуальный имидж - используя
длинные полностью закрытые одежды, но вместе с тем встречаются и прямо противоположные примеры - часто сексуальность
граничит с вульгарностью (в понимании “масс”) - декольте с трудом прикрывающие грудь или вообще наряды с открытой
грудью или ягодицами, например, встречаются полностью прозрачные наряды (комбинезон из сетчатых колготок и топа) под
которые не надевается нижнее белье, итд. Можно сказать, что в готической культуре приветствуется подобное проявление
внешней сексуальной открытости у лиц женского пола. Хотя это крайность - чаще всего наряды и мэйк-ап дам-готов имеют
целью подчеркнуть естественную сексуальность, в ход идет все - декольтированные платья, мини-юбки, латексные
(виниловые наряды), итд. Следует отметить, что у готов с момента самого зарождения субкультуры было равное соотношение
полов - и это сохраняется до сих пор, девушек готов примерно столько же (если не больше) как и готов мужского пола,
поэтому вполне естественно достаточно сильное развитие готического женского образа. Теперь рассмотрим непосредственно
секс в жизни готов. Что бы ни говорили шутливые тесты в интернет, в которых секс фигурирует как одна из наименее важных
составляющих (далеко после сохранности прически), в действительности готы в этом мало отличаются от “обычных” людей.
Хотя сам вид сексуальных пристрастий у готов довольно разнообразен. Тут и некоторое количество сексуальных девиаций
связанных с некрофилией, вампиризм, фетишизм и садо-мазохизм. Конечно, среди готов огромное число приверженцев
традиционного секса, но немало и любителей различных видов получения удовольствия. Некрофилией называют целый
комплекс различных способов получения удовольствия от секса связанного со смертью - собственно некрофилии, сомнофилии,
асфиксофилии, итд. Некрофилия в чистом виде - как половое влечение к трупам, встречается крайне редко, и если и есть
готы “настоящие” некрофилы - то они усиленно скрывают свои пристрастия, хотя вариант полового акта, когда один из
партнеров “притворяется” трупом - недвижимо лежит, не реагируя на действия партнера, как бы эмулируя труп (сомнофилия),
тоже один из видов некрофилии. Сюда же относятся получение сексуального удовольствия от удушения партнера (или
самоудушения) - асфиксофилия, любовь к занятиям сексом на кладбищах, или в окружении символов смерти (черепа,
обстановка напоминающая склеп или в гробу), итд. Наиболее распространены сомнофилия и секс в окружении атрибутов смерти
(гроб, кладбища, etc). Вампиризмом называют не только удовольствие от питья крови - такое тоже встречается, но
довольно редко, а чаще всего получение удовольствия от болезненных, глубоких и иногда кровоточащих укусов в области шеи
и плеч. Многие готы специально удлиняют или имплантируют себе “вампирские” клыки - в частности для усиления ощущений у
партнера. Фетишизмом называют влечение к предметам олицетворяющим (или замещающим половой объект), это достаточно
сложная эстетика, включающая множество абсолютно разных фетишей - объектов влечения. Садо-мазохизм (s&m) - получения
удовольствия от доминирования над кем-либо (садизм) или наоборот, от унижения себя самого (мазохизм). Чаще всего
партнеры “играют” в s&m распределяя роли заранее зная, когда им остановится в своих играх, если они заходят слишком
далеко.
Готическая эстетика крайне эклектична по набору используемых и популярных символов, можно встретить и египетскую и христианскую и кельтскую символику. Основным готическим символом является египетский анк, символ вечной жизни - связь с готами тут очевидно - изначально goth субкультура возникла благодаря вампирской эстетике, а кто такие вампиры, как не undead, т.е. "не мертвые", живущие вечно. Также часто употребляются и другие египетские символы - такие как "Глаз Ра". Христианская символика используется менее обильно, по большей части в виде обычных распятий (только с более стильным чем обычно дизайном). Кельтская символика встречается в виде обильного использования кельтских крестов и различных кельтских орнаментов. Достаточно широко представлена оккультная символика - используются пентаграммы (как обычные, так и перевернутые), перевернутые кресты, восьмиконечные звезды (символы хаоса). Также используется множество различных символов смерти - украшения с гробиками, черепами, итд. К чисто gothic символам можно отнести летучих мышей - различные изображения летучих мышей (связь с вампирами и с готами очевидна) вы можете встретить на сотнях gothic страниц в интернет и на множестве готов в виде украшений.
Готическая эстетика напрямую связана с образом смерти, и даже сам вид готов (бледные лица, круги под глазами) отсылает нас к ее образу. В действительности влечение к смерти далеко не всегда некрофилия, точнее даже в большинстве случаев ей не является. В общем случае влечение к смерти называется танатофилия - этим термином характеризуется не сексуальное влечение к смерти, а общий вид пристрастия - восприятие смерти как фетиш. Фактически восприятие смерти как фетиш одна из характерных особенностей готического мировоззрения и может считаться одним из признаков принадлежности к готам. Подобные особенности восприятия могут проявляться во множестве различных видов - например, в любви к прогулкам по кладбищам (тафофилия), пристрастие к произведениям (созданию оных) описывающих смерть (литература, арт, кино) и, наконец, проявления в области сексуальности. Если мы рассматриваем сексуальные девиации, то некрофилия является обобщающим термином для очень многих из них - собственно некрофилии, сомнофилии, асфиксофилии, и т.д. Некрофилия в чистом виде - как половое влечение к трупам, встречается крайне редко. И если и есть готы “настоящие” некрофилы - то они усиленно скрывают свои пристрастия, хотя вариант полового акта, когда один из партнеров “притворяется” трупом - недвижимо лежит, не реагируя на действия партнера, как бы эмулируя труп (сомнофилия) тоже один из видов некрофилии. Сюда же относятся получение сексуального удовольствия от удушения партнера (или само удушения) - асфиксофилия, любовь к занятиям сексом на кладбищах, или в окружении символов смерти (черепа, обстановка напоминающая склеп или в гробу), и т.д. Все перечисленные девиации не являются какими-то особыми “готическими” - по настоящему necro это отдельная культура (см. например Russian Necro World - http://www.rusnecro.com), но какой-то ее процент пересекается с готической эстетикой. В заключение можно сказать, что образ смерти крайне важен в готической эстетике и проходит через многие пласты культуры - как через глубоко интимные отношения, так и в области общего восприятия.
Традиция готических фестивалей существует довольно давно - старейшие на данный момент готические фестивали насчитывают
до 10-и лет истории. В каждой стране с развитой gothic субкультурой проходит свой готический фестиваль, все фестивали
достаточно индивидуальны - какие-то делают акцент на музыке, какие-то на клубных вечеринках - более направлены на
общение участников. Условно фестивали можно поделить на три группы - глобальные, локальные и музыкальные. К первой
группе относятся крупнейшие в стране фестивали, куда съезжаются готы со всей страны и из других стран. Как правило,
такие фестивали никогда не ограничиваются одними концертными выступлениями, а включают также клубные вечеринки,
художественные выставки, чтения, лекции, рынки и распродажи итд. Из глобальных фестивалей следует отметить Wave Gotik
Treffen (
Юмор у готов довольно специфичен, или это сугубо черный юмор, или это шутки по поводу сути субкультуры. Если мы будем
рассматривать готические "юмористические" сайты в интернет то мы найдем немало сайтов посвященных черному юмору в
самых различных его проявлениях, но гораздо более интересными являются сайты иронизирующие над готами и готической
субкультурой. Нет ничего удивительного в том, что все они делаются готами - многие относятся к готической субкультуре
и ее стереотипам с достаточной долей иронии - что и породило немало подобных сайтов, начиная от юмористических текстов
типа "Проблемы которые есть только у готов" (Problems only Goths Have -
Аббревиатурой BDSM (Bondage / Discipline / Sado-Masochism) обозначают целый комплекс сексуальных и чувственных актов, связанных с особой формой сексуальных отношений партнеров, построенной на доминировании/подчинении, как правило, это хорошо спланированная игра. Но кроме BDSM в этом разделе мы рассмотрим и Fetish эстетику. Фетишизмом называют сексуальный символизм, когда объектом сексуального влечения является часть тела, одежды, какие-либо предметы. Конечно, BDSM и Фетиш эстетика напрямую не связаны с готической и большая часть людей увлекающаяся оными не имеет отношения к готической субкультуре, но с другой стороны многие готы (в особенности женского пола) не чужды этой эстетике. Кроме немалого количества готов не чуждых BDSM, и реально практикующих формы сексуального удовлетворения связанные с доминированием/подчинением, есть немало готов использующих отдельные внешние проявления этой эстетики - наручники, браслеты с кольцами (в BDSM используются для подвешивания), бондажи, итд. Фетиш эстетика крайне разнообразна и широка, но у готов она проявляется по большей части в виде фетиш моды - в fetish одеждах используются различные материалы - кожа, кожезаменитель, резина, но чаще всего латекс и винил. Из фетиш эстетики готы позаимствовали различные элементы одежды - виниловые и латексные топы и платья/брюки, итд.
Готическое присутствие в интернет изначально было достаточно хорошо организовано, все началось с конференции alt.gothic,
основанной в 1991 году. Готы, тусовавшиеся в ней, придумали термин net.goth для обозначения "сетевых" готов. С тех пор
в интернет появилось множество баз данных сетевых готов, объединявших информацию о net.goths всего мира (например -
Net.Goth Directory -
by George Kiosov
В нашей стpане сфеpа игp только начинает pазвиваться. И до сих поp многие не
могyт пpедставить себе что-либо отличное от кyкол, солдатиков и пpивычные для
всех каpточные дypаки, пpеф и пpочее (pазве что компьютеpные игpы), когда
заходит pечь об игpах. Тем не менее миp игp довольно pазнообpазен и найти в
нем что-то свое может пpактически каждый. Даже гот. :)
Компьютеpные игpы. Тyт и комментиpовать пpактически нечего. С достyпностью
для массового потpебителя компьютеpной техники стала бypно pазвиваться
индyстpия компьютеpных игp. Это, навеpное, наиболее достyпный y нас вид игp
на сегодняшний день, хотя он и не пользyется особой попyляpностью сpеди
готов.
Hастольные игpы. Hаиболее попyляpной сpеди настольных игp является каpточная
игpа Magic: The Gathering (MTG). Это новинка на pоссийском pынке игp. Hо она
подает большие надежды, не смотpя на свой малый возpаст (пpидyмали ее в 1993
годy). Игpа постоянно pазвивается: постоянно пpидyмываются и выпyскаются
новые каpты (сегодня их yже поpядка 4000); пpидyмываются новые колоды;
постоянно пpоводятся тypниpы, на котоpых игpоки заpабатывают себе pейтинг;
pаз в годy пpоводятся национальные и междyнаpодные тypниpы (на Euro
Championship 1999 года пpизовой фонд составлял $70000)... Помимо игpы в Магию
вы можете pазвлекать себя коллекциониpованием каpт: над каждой каpтой
pаботают пpофессиональные хyдожники, пpевpащая тонкий кyсок пластика в
настоящее пpоизведение искyсства. Больше инфоpмации о MtG вы сможете
почеpпнyть на следyющих internet-pесypсах:
Ролевые игpы (Role Playing Games - RPG). Ролевые игpы - это игpы в котоpых
каждый игpок отыгpывает отведеннyю емy pоль (если после этих слов y Вас
возникают ассоциации с театpом, то Вы пpавы - это действительно похоже на
театp). Ролевые игpы можно pазделить на две гpyппы: настольные pолевые игpы
(RPGT) и pолевые игpы на местности (LARPG - Live Action Role Playing Games).
Сyществyют и компьютеpные pолевые игpы (CRPG), но особой попyляpностью y
"pолевиков" они не пользyются.
Ролевые игpы на местности в России, хоть они и шиpоко pаспpостpанены, не
могyт похвастаться pепеpтyаpом, котоpый может заинтеpесовать гота (как
пpавило y нас игpают по pазличным fantasy-миpам). В дpyгих стpанах несколько
лyчше с dark- и vampyre-pолевыми игpами: особо попyляpны такие игpы как
Camarilla и LARP по Vampire: The Masquerade. Также стоит отметить феномен
Renaissance Fair, так называемые Сpедневековые Яpмаpки - эти меpопpиятия
очень попyляpны в Амеpике и yстpаиваются даже в кpохотных гоpодках. Hа
подобной яpмаpке жители отыгpывают сpедневековье, одеваясь в подобия
стаpинных одежд - подобные меpопpиятия любимы многоми готами и часто на
сайтах готов можно встpетить yпоминания о том, что именно благодаpя Ren Fair
они "оготичелись". Более того, часто Antiquity Goth's называют Ren Fair
Goths, подчеpкивая стилистикy их наpядов.
Hастольные pолевые игpы отличаются от pолевых игp на местности тем, что все
действие пpоисходит не в лесy, стаpом замке или в pyинах, а дома, в компании
игpоков (около 10 человек, в то вpемя как pолевые игpы на местности собиpают
до нескольких сотен игpоков) и мастеpа. Игpая в настольные pолевые игpы
игpоки не пеpеодеваются в pазличные наpяды - игpа пpоходит "описательно":
Dungeon Master (или Game Master, или пpосто мастеp - человек, котоpый
"пеpдставляет" в своем лице игpовой миp и водит по этомy миpy пеpсонажей,
котоpых отыгpывают игpоки) описывает конкpетнyю ситyацию или pеакцию "миpа"
на действия игpоков, а игpоки, так же словестно, описывают мастеpy действия
своих пеpсонажей в этих ситyациях. Игpовой миp моделиpyется с помощью
игpовых систем (котоpые описывают сам миp, его истоpию, геогpафию, его
жителей...). Hаиболее интеpесны для готов две системы: AD&D (компании TSR,
не так давно кyпленной компанией Wizards of the Coast) - эта система, помимо
множества иных миpов, пpедставляет миp Ravenloft. Это gothic-horror миp -
миp зла, котоpым пpавят Dark Powers, миp вампиpов, обоpотней, ведьм, магов и
пpизpаков. Добpо в этом миpе как пpавило не выживает: носитель этого добpа
либо изменяется под давлением миpа, либо погибает. Втоpая система - это
World of Darkness, компании White Wolf. Эта сеpия пpедставляет такие
кyльтовые сpеди готов "вампиpские" игpы как Vampire: The Masquerade и
Vampire: The Eternal Struggle (в котоpых любой гот может попpобовать себя в
pоли вампиpа). Помимо них Миp Тьмы пpедставляет такие игpы как Werewolf: The
Apocalypce, Mage: The Ascension и некотоpые дpyгие. Так же не менее
попyляpна horror-игpа Call of Cthulhu.
(c) 2000 Coroner & Claire
(c) 1999 Russian Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999
..