Bay Of Blood (a.k.a. Antefatto, a.k.a. Reazione A Catena, a.k.a. Before The Fact-Ecology Of A Crime, a.k.a. Bloodbath, a.k.a. Bloodbath Bay Of Death, a.k.a. Carnage, a.k.a. Ecologia Del Delitto, a.k.a. The Ecology Of A Crime, a.k.a. New House On The Left, a.k.a. Twitch Of The Death Nerve) (1971)
В тихом омуте черти водятся...
В Главных Ролях:
Клодин Аугер (Claudine Auger) ...Рената
(Renata)
Луиджи Пистилли (Luigi Pistilli) ...Альберт (Albert)
Клаудио Камазо (Claudio Camaso) ...Саймон (Simon)
Анна-Мария Розати (Anna Maria Rosati) ...Лаура (Laura)
Режиссер:
Марио Бава (Mario Bava)
Марио Бава является поистине культовой иконой итальянского кинематографа, которому обязаны своими успехами и вдохновением не только многие классики современности, но и многие киножанры сегодняшнего дня. Начав свою карьеру с должности помощника режиссера, Бава очень быстро освоил многие кинематографические профессии, получив впоследствии признание как отличный оператор и постановщик специальных оптических эффектов. Очень часто талантливому оператору, по разным причинам, приходилось доделывать за режиссеров их фильмы (доснимать эпизоды, монтировать), и проявив себя в этом деле также исключительно с лучшей стороны, в 46 лет он получил возможность постановки собственного фильма, чем без промедления и воспользовался, дебютировав в 1960 году в качестве режиссера картиной
"La Maschera Del Demonio", более известной на западе под названием
"Black Sunday". Фильм моментально получил широкое признание и успех не только у публики, но и у критики, и с этого момента для Марио Бавы дорога в режиссеры была открыта.
Идея "Reazione A Catena", в Америке более известного под именем
"Twitch Of The Death Nerve", родилась в кухонных разговорах между Бавой и актрисой Лаурой Бетти
(Laura Betti), и так как им обоим очень понравилась их совместная работа над фильмом 1969 года
"Hatchet For The Honeymoon", то Бава и Лаура обсуждали различные варианты нового проекта, где они смогли бы снова поработать вместе. В конечном итоге, из этих разговоров постепенно материализовалась концепция нового фильма, хотя над окончательным сценарием
впоследствии работали несколько человек, включая самого Баву. Заручившись финансовой поддержкой своего продюсера, Джузеппе Заккарьелло
(Giuseppe Zaccariello), Бава начал снимать весной 1970 года, но на полпути до окончания съемочного периода
продюсер прекратил финансирование этого проекта, и Баве просто чудом удалось закончить фильм, премьера которого состоялась на фестивале в Авориазе в 1971 году.
Фильм начинается с того, что престарелого инвалида, графиню Федерику Донати
(Countess Federica Donati), хладнокровно убивает ее собственный супруг, обставляя все как банальное самоубийство. Однако буквально через несколько минут экранного времени его самого жестоко убивает неизвестный убийца. На протяжении последующих полутора часов ленты ВСЕ тринадцать основных персонажей
отправляются в могилу, причем зачастую с помощью весьма брутальных и кровавых методов. И все эти убийства были совершены лишь для того, чтобы прибрать к рукам живописный залив, где и происходят все эти ужасные преступления...
Итальянская публика, по традиции связывавшая имя Бавы с готическими ужасами, героическими приключениями Геркулеса и другими жанрами, действие которых происходило либо в темном прошлом, либо в далеком будущем, не прониклась современным фильмом, на протяжении которого всех героев методично и хладнокровно убивают, да еще и с шокирующими для того времени натуралистическими подробностями. Однако сам маэстро считал эту картину одним из лучших своих творений, и на то у него были существенные основания. Ведь действительно, несмотря на серьезные финансовые трудности и другие проблемы, связанные с созданием этой картины, финальный результат получился очень впечатляющим, и простой зритель, не знакомый с историей этой ленты, будет воспринимать ее не как дешевую продукцию, снятую за три копейки, а как крепкий среднебюджетный фильм с кучей технического персонала и отличного оборудования. Съемки в этой картине очень красивые, качественные и исключительно профессиональные, что неудивительно, ибо за камерой стоял сам маэстро Бава. Удивительно другое - никакого специального съемочного оборудования у него не было, и все эти замечательные кадры были сняты с одного-единственного штатива и из детской коляски, использовавшейся в качестве тележки для съемки в движении! Брутальные спецэффекты в сценах убийства также очень эффектны, хотя опять же, сверхбюджета на это ни у кого не было, и Карло Рамбальди
(Carlo Rambaldi) пришлось серьезно поднапрячься, чтобы "из ничего" получилось величие. Кстати, его работу отметило жюри Авориазского фестиваля, присудив фильму приз за "Лучший Грим и Специальные Эффекты"
(Best MakeUp And Special Effects), и именно с этого момента в титрах всех последующих фильмов утвердилась новая строчка -
"special makeup effects"...
Невзирая на то, что в Европе фильм был принят более чем прохладно, американская компания Hallmark Releasing
Corporation, владельцем которой был Стив Минасян
(Steve Minasian, ранее работавший со-продюсером с Шоном Канингэмом
(Sean Cunningham)), закупила его для проката на территории Штатов, и в мае 1972 года выпустила ограниченным тиражом под названием
"Carnage" и рекламным слоганом "The 2nd Film Rate V For
Violence!" (первым
фильмом с "рейтингом V за насилие", ;) по версии
Hallmark, была картина "Mark Of The Devil", которую они прокатывали в 1969 году). Однако очень скоро Hallmark была вынуждена изъять картину из проката, ибо американская комиссия по рэйтигам
(MPAA) подала на фирму в суд за недобросовестную рекламу, утверждая, что лишь они имеют право присуждать рейтинги и что никакого рейтинга
"V" официально не существует. Выждав необходимый период времени, Hallmark вновь представила публике работу Бавы, однако уже под именем
"Twitch Of The Death Nerve", и именно с этим названием у большинства американцев ассоциируется эта картина, ибо на долгие годы фильм стал настоящим фаворитом американских драйв-инов, обычно открывая собой такие фильмы, как "Последний Дом Слева"
(Last House On The Left) Уэса Крэйвена и "Не Смотри В Подвал"
(Don't Look In The Basement) С.Ф. Браунригга (S.F. Brownrigg). Именно "Кровавый Залив" стал первым фильмом в истории кино, который, по сути, спровоцировал появление нового жанра - "слэшер-фильмы"
("slashers" или "body count movies") - кино, в котором поверхностный сюжет служит лишь необходимым обрамлением для детального показа серии брутальных кровавых убийств персонажей (обычно молоденьких непуганых тинейджеров ;)), происходящих внутри одной обстановки (классический "лес у озера", большое поместье, больница и т.п.). Серьезно впечатлившись этим фильмом, Шон Каннингэм, при финансовом участии все того же Стива Минасяна, в 1980 году выдал на-гора свою версию итальянского "слэшера", правда, чуть переработанную под американские реалии - я имею в виду легендарный ныне фильм "Пятница Тринадцатое", который не только породил знаменитый киносериал, но и моментально стал одним из самых финансово успешных независимых проектов в
истории кино. Причем если в первой "Пятнице" Каннингэм не пошел на явный плагиат, лишь вдохновляясь духом "Кровавого Залива", то во второй части серии некоторые убийства были сняты "один в один" (практически кадр в кадр даже!), являясь идентичной калькой брутальных смертей в картине Бавы (удар мачете по лицу, протыкание занимающейся любовью парочки копьем насквозь и некоторые другие).
К сожалению, немногие зрители помимо брутальщины увидели в картине Бавы черный юмор и тонкую сатиру на буржуазные нравы, когда "цивилизованные люди" с легкостью неимоверной идут на самые жестокие преступления ради куска собственности. А концовка фильма так и вообще очевидный саркастический плевок в лицо буржуазному зрителю - может, поэтому соотечественники без энтузиазма восприняли кинематографический выпад маэстро? Как бы там ни было, "Кровавый Залив" является не только отлично сыгранным и снятым фильмом, но еще и краеугольным камнем целого жанра
"slasher movies", обязанного этой картине если и не всем, то очень и очень многим, ибо по сути современные "Скримы" и "Я Знаю, Что Вы Сделали Прошлым Летом" - далекие потомки "Кровавого Залива". Одним словом - культовая классика как она есть, с который необходимо ознакомиться каждому уважающему себя любителю кинематографа (и не обязательно лишь "слэшер-фильмов" ;))!
Сергей
Меренков
Так же, Вы можете ознакомиться с рецензиями на другие фильмы этого режиссера:
Lisa And The Devil (a.k.a. La Casa Dell'Esorcismo, a.k.a. The Devil And The Dead, a.k.a. The Devil In The House Of Exorcism, a.k.a. El Diablo Se Lleva A Los Muertos, a.k.a. Il Diavolo E I Morti, a.k.a. The House Of Exorcism, a.k.a. Lisa E Il Diavolo, a.k.a. Der Teuflische) (1974) - Лиза И Дьявол-
Photos Copyright Of Their Respective Owners
(c) 1999 Russian
Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999
..