Lisa And The Devil (a.k.a. La Casa Dell'Esorcismo, a.k.a. The Devil And The Dead, a.k.a. The Devil In The House Of Exorcism, a.k.a. El Diablo Se Lleva A Los Muertos, a.k.a. Il Diavolo E I Morti, a.k.a. The House Of Exorcism, a.k.a. Lisa E Il Diavolo, a.k.a. Der Teuflische) (1974)
Каждый уголок его души пронизан ледяным дыханием сверхъестественного...
В Главных Ролях:
Элке Зоммер (Elke Sommer) ...Лиза Райнер
(Lisa Reiner)
Телли Савалас (Telly Savalas) ...Леандро (Leandro)
Алесьо Орано (Alessio Orano) ...Максимильян (Maximilian)
Сильва Косцино (Sylva Koscina) ...София Легар (Sophia
Lehar)
Режиссер:
Марио Бава (Mario Bava)
Лиза Райнер приезжает в качестве туриста в Толедо, что в Испании, и первой остопримечательностью для нее становится древний рисунок на стене городской площади, изображающий дьявола, несущего мертвеца. Отнесшись к нему как к обычному звену скучной экскурсии, героиня отдает предпочтение находящейся рядом лавке со всевозможным антикварным товаром. Внутри, разглядывая понравившуюся музыкальную шкатулку, она замечает у хозяина магазинчика странного посетителя
(Telly Savalas), получающего заказанный манекен мужчины. Этот посетитель подозрительно похож на дьявола, будто сошедшего с фрески на площади, от чего Лиза приходит в ужас и, поспешно покидая лавку, путает выходы... Она тогда еще не знала, какую штуку сыграет с ней дьявол в результате этой ошибки, какой странный мир поглотит ее... Более того, Лиза, сам дьявол, да и режиссер с продюсером тоже тогда еще не знали, какую штуку сыграет с ними мир реальный...
После коммерческого успеха "Кровавого барона"
("Baron Blood", 1972), продюсер Бавы Альфред Леоне
(Alfred Leone), осознав талант режиссера, дает ему добро на постановку нового фильма "какой тот сочтет нужным". И этого добра Леоне дает немало, ибо произведенная на свет картина "Лиза и
дьявол" практически по всем параметрам достойна высших похвал. Но на показе в Каннах случилось непредвиденное – никто не захотел приобрести права на прокат картины (не учитывая предложение за смехотворную сумму продать лицензию на ограниченный прокат фильма на территории Дальнего Востока). Что же оттолкнуло киномагнатов от этого замечательного творения? По всей видимости, довольно тяжко осознаваемый сюжет. После первого просмотра он оставляет зрителя в замешательстве и даже недовольстве, но при последующих подобно распускающемуся цветку открывает перед нами чарующую и таинственную историю, насыщенную оригинальными, часто философскими идеями и массой деталей, разгадывание ролей и взаимосвязей которых представляет сложную, но вместе с тем увлекательную задачу.
После той маленькой ошибки Лиза оказывается в лабиринте безлюдных улиц, в скитаниях по которым героиня встречает знакомого "дьявола" в обнимку с манекеном. Затем живого человека, сильно похожего на тот же самый манекен... (Как и далее в фильме, Бава будет играть с превращениями манекена в реальный труп, либо в живого человека, и в обратном порядке.) Мужчина называет ее Элиной
(Elene), но та в испуге толкает его с лестницы, в результате чего остается совсем одна среди этих мертвых и пугающих строений. Лишь с наступлением ночи она замечает проезжающую на автомобиле тройку, которая соглашается ее подвезти. Но машина загадочно выходит из строя, и вся четверка вынуждена временно приютиться в особняке некоей графини и ее сына, дворецкий которых, Леандро, есть не кто иной, как субъект с манекеном.
Не в моих правилах рассказывать сюжет, тем более что он является одной из сильнейших сторон фильма. Стоит еще раз, более конкретно упомянуть, что основная сюжетная линия весьма запутанна. Она состоит из ряда на первый взгляд абстрагированных друг от друга конфликтов - это и взаимоотношения тройки путешественников, "подобравших" Лизу, и смутно проглядывающая
история обитателей особняка, появление Лизы у которых стало своего рода катализатором для кровоточения старых ран. Но, в конце концов, все они сплетаются в один клубок. Да и вообще, в этом мистичном мире настоящее тесно сплетается с прошлым, жизнь тесно сплетается со смертью, любовь с жестокостью...
Но превыше такого пышного, барочного сюжета лично я ценю эстетическое наслаждение атмосферой фильма, которая создается за счет еще более "пышных" декораций и съемок. Операторскому мастерству можно писать мадригалы. Бава (правда, еще вкупе с Сесильо Паньяга
(Cecilio Paniagua) и Эмильо Варьяно (Emilio Varriano)) действительно создал "поэтическую камеру" в "Лизе и дьяволе". Великолепные, "играющие" ракурсы, умелое освещение, мизансцена, да и сами объекты съемок на экране выглядят роскошно (за исключением отдельных незначительных элементов). Плохо это или хорошо, но мною фильм воспринимается не как мистический триллер, не как сказка, а именно как мрачное поэтическое произведение. Это чувство еще более укрепляет музыка Карло Савины
(Carlo Savina), отличающаяся в основном солирующей скрипкой. Вообще, этот инструмент играет важную роль в звуковом оформлении "черных" фильмов. Для horror'а скорее подходят психоделические режущие пассажи, для мрачных мистичных картин – заунывные, низкие партии (виола), но здесь скрипка романтическая с мрачным уклоном.
Но, как говорится, в бочке меда... в семье не без урода... Хотя надо оговориться, что все отрицательные стороны, которые я перечислю, являются сугубо субъективными.
Более всего меня огорчает игра актеров. Ну не нравится мне игра Элке Зоммер, что бросилось мне в глаза еще в "Кровавом бароне". Ее отрывистый хрипловатый крик является самой неприятной деталью в обоих фильмах. Финальная сцена в самолете тоже разочаровывает (кроме того, еще и грим впервые подкачал). Максимильян хоть и ведет себя как настоящий псих, но монологи, которые он произносит, отдают какой-то неестественностью (не недостатком выразительности, а скорее ее перенасыщенностью, в плохом смысле). Плач аристократки над телом любовника-шофера тоже выглядит "натянутым". Алида Валли
(Alida Valli) с ролью малоподвижной слепой герцогини в принципе справилась, но на высоте лишь Телли, чей персонаж получился действительно с адско-саркастической натурой.
Еще мелочь, но неприятно – некоторые детали фильма довольно туманны и непонятны, но присутствует ряд эпизодов, когда кажется, что режиссер недооценивает своего зрителя и кидает ему прямо в лицо ключ к замочку, который уже взломан. Например, при первом крупном плане Телли Бава пускает вторую экспозицию – лицо дьявола с фрески. Но ведь и без нее даже самый неискушенный зритель провел бы параллель с рисунком, увиденным за минуту до этого.
Несмотря на все эти негативные положения, фильм крайне приятен и интересен для просмотра. Его можно смотреть повторно сразу после окончания, благо каждое новое погружение в его мир открывает все новые и новые детали.
Но это еще не все, ибо если бы история фильма на этом и закончилась, то неизвестно, дошло бы это произведение до зрителя вообще. Итак, просмотрев картину, киномагнаты решили, что рядовой зритель ее не воспримет, а они не получат желаемого дохода. Сам Бава, скорее всего, оставил бы фильм для узкого круга зрителей, но Леоне как-то
надо было возвращать затраченные на постановку средства. Посему приблизительно через два года на суд магнатов была выставлена "доведенная до ума" продукция – "Дом экзорсизма"
("The House of Exorcism", 1975). В этой поделке ключевые моменты сюжета были заменены более примитивными, а также был добавлен требуемый массами эпизод с "обнаженкой". Лиза, оказывается, была одержима злым духом, которого успешно изгнал нововведенный священник. Релиз прошел "на ура" в то время, но теперь все единогласно вдруг закричали, что "Лиза и дьявол" - круто, а "Дом экзорсизма" - отстой, слизанный с вышедшего чуть ранее "Изгоняющего дьявола"
("The Exorcist", 1973), что Бава продался за обещанный коммерческий успех и далее в том же духе. Все это так, кроме последнего. В интервью Альфред Леоне рассказал, что Бава отказался режиссировать новые (дешевые и пошлые) сцены. Он лишь дал указания актерам, а режиссурой на площадке выпало заниматься самому продюсеру.
Теперь же оригинал выпускается в качестве приложения к своему коммерческому клону и в моем лице находит заинтересованного зрителя, в то время как "фронтмен" заслуживает лишь упоминания.
Sagroth
Так же, Вы можете ознакомиться с рецензиями на другие фильмы этого режиссера:
Bay Of Blood (a.k.a. Antefatto, a.k.a. Reazione A Catena, a.k.a. Before The Fact-Ecology Of A Crime, a.k.a. Bloodbath, a.k.a. Bloodbath Bay Of Death, a.k.a. Carnage, a.k.a. Ecologia Del Delitto, a.k.a. The Ecology Of A Crime, a.k.a. New House On The Left, a.k.a. Twitch Of The Death Nerve) (1971) - Кровавый Залив-
Photos Copyright Of Their Respective Owners
(c) 1999 Russian
Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999
..