От мастера ужаса пришло новое
поколение зла...
From the master of terror comes a new breed of evil...
Приготовься к рассвету.
Prepare for the Dawn.
Режиссер: Джон Карпентер (John Carpenter)
После достаточно
продолжительного творческого кризиса, во всяком
случае, те фильмы (Деревня проклятых и Побег из
Лос-Анджелеса/Village Of The Damned, Escape From L.A.), которые
были созданы за этот период, к числу успехов явно
не отнесешь, легендарный (я бы даже сказал -
"культовый") режиссер Джон Карпентер
наконец-то порадовал нас своей новой работой,
благодаря которой, просто реабилитировал себя в
моих глазах. Практически во всех работах мастера
принимает участие сильный и неординарный
актерский состав, причем с некоторыми актерами
Карпентер сделал не один совместный фильм (Курт
Рассел, Джеми Ли Кертис, Сэм Нил), и на этот раз
режиссер не изменил свои традициям в выборе
актерского состава. Колоритные персонажи на
страницах сценария требовали подбора не менее
колоритных и харизматичных исполнителей, что и
было проделано с блестящим успехом.
Прожженного жизнью, немногословного и
циничного лидера группы уничтожителей вампиров
играет Джеймс Вудс (Видеодром, Однажды в Америке,
Казино/Videodrome, Once Upon A Time In America, Casino), внешность и
общая харизма которого как нельзя лучше подходят
для этой роли. Скупыми, но четкими и уверенными
мазками, он кладет краски на холст
психологического портрета своего персонажа.
Практически никакой мимики, четкий голос,
циничные реплики и молниеносные, продуманные
действия - вот те выразительные средства,
которыми манипулирует Вудс, играя своего
персонажа. Смотря на экран, не возникает никакого
сомнения, что перед нами действительно человек,
которому убить - что плюнуть, потому что это его
работа, и он действительно знает в ней толк...
Помощника и лучшего друга Джека, играет
Дэниел Болдвин (Рожденный четвертого Июля, Ход
конем/Born On The Fourth Of July, Knight Moves), один из
многочисленной актерской династии Болдвин. Он
изображает этакого здорового деревенского
рубаху-парня, местами сентиментального, хотя его
профессия явно не предполагает проявления
подобных чувств. Однако это так. Он так же, как и
Джек, отлично знает свою работу, но
сентиментальность явно не способствует
выживанию...
Шерил Ли (Я люблю тебя до смерти, Дикие
сердцем/I Love You To Death, Wild At Heart) широко известна
нашему зрителю по роли Лоры Палмер в телесериале
Твин Пикс (Twin Peaks) и его
полнометражной кино версии Твин Пикс: Огонь иди
со мной (Twin Peaks: Fire Walk With Me). Видимо, пригласив ее
участвовать в картине, Джон Карпентер решил
показать всему миру, кто же на самом деле убил
Лору Палмер... :) Ли играет проститутку Кэтрину,
укушенную самим Повелителем Тьмы, и взятую
нашими бравыми ребятами в качестве живой
видеокамеры слежения, ибо у вампира и укушенной
им жертвы, оказывается, существует
телепатическая связь, благодаря которой жертва
видит многие события глазами своего будущего
хозяина. На самом деле, Шерил Ли действительно
бесподобна в этой роли. Ей удалось ярко и
выразительно показать постепенную
трансформацию человека в создание ночи, замену
одного жизненного цикла - другим, и все
физиологические и ментальные реакции с этим
процессом связанные. Ну а ее вампирская ухмылка
просто очаровательна...
Томас Ян Гриффит (Кровь невинных, За линией
врага/Blood Of The Innocent, Behind The Enemy Lines) по моему мнению,
просто идеально вписался в роль "Самого
Главного Вампира" (рука автоматом тянется
дописать - "всех времен и народов"). Мало
того, что его внешность (не без помощи
специального грима, конечно) вполне
соответствует расхожим представлениям о внешнем
виде "кровососущих", вкупе с не менее
экспрессивной игрой (в основном, правда, не
отошедшей далеко от канонов жанра) действительно
создают ореол вечного мрака и холода смерти.
Максимильян Шелл (Маленькая Одесса,
Столкновение с бездной/Little Odessa, Deep Impact) играет
здесь стареющего кардинала, испуганного
перспективой скорой смерти. Того цинизма и
снисходительной иронии, которую он нам
продемонстрировал в своем последнем монологе, с
лихвой хватило бы еще на несколько персонажей.
Тим Гуини (Отвага под огнем, Лезвие/Courage Under
Fire, Blade), человек, умудрившийся засветиться сразу
в двух "блокбастерных" вампирских фильма
кино сезона 1998 года. В "Вампирах Джона
Карпентера" он исполняет роль молодого
священника, посланного кардиналом присматривать
за деятельностью Джека и остатка его команды.
Естественно, в течение фильма мы можем наблюдать
как из робкого, еще не нюхавшего пороху
вампирских битв и делающего массу глупостей,
неопытного священника, он превращается в
"видавшего виды" парня, орудующего
незамысловатыми орудиями уничтожения наравне с
Джеком.
Теперь, я думаю, уместно будет сказать
несколько слов о сюжете. Фильм поставлен по
мотивам повести Джона Стикли "Вампиры" (John
Steakley's Vampires) и повествует о том, как небольшая
группа уничтожителей вампиров, во главе с Джеком
Кроу, пытается противостоять Повелителю Тьмы -
самому первому, "основному" вампиру, Валеку,
в его попытках обрести возможность существовать
при дневном свете. Оказывается, в возникновении
такого явления как вампиры, повинна сама
католическая церковь (которая, кстати, и
финансирует работу Кроу и его команды). В далеком
14 веке, священник Валек восстал против церкви, за
что был подвергнут древнему, запрещенному
ритуалу изгнания демонов. Происходило это во
французском местечке Берзье (Berzier). Однако что-то
прошло не так, и в результате святые отцы
получили существо, тело которого мертво, но дух
никуда не вознесся - вампира. Собственно говоря,
цель Валека - отыскать Крест Берзье, с помощью
которого из него пытались изгнать злых демонов,
дабы завершить процесс обращения, и, получить,
наконец-то, вожделенную возможность
существовать при свете солнца, возможность,
благодаря которой уже ничто не могло бы
остановить победоносное шествие вампиров...
Естественно, небольшая кучка людей, во главе с
Джеком Кроу пытаются помешать осуществлению
этого плана, зачастую методами, весьма
экстравагантными. Они возят с собой укушенную
Валеком проститутку Кэтрину, которая вот-вот
превратиться в вампира (по версии Карпентера,
процесс превращения длится 48 часов), а пока,
снабжает их информацией о приблизительном
местонахождении Валека, так как имеет с ним
телепатическую связь...
Но на самом деле, сюжет в данном фильме
далеко не главное, хотя он и достаточно
оригинален, главное - визуальное и
стилистическое решение фильма, а также тотальное
наплевательство режиссера на столь популярную в
последнее время в Голливудском кинематографе
тенденцию "полит-корректности".
Стилистически, фильм решен в концепции вестерна,
и это видно буквально с первых же кадров - плавное
движение камеры по предрассветной прерии,
пролеты над каньонами и выжженными солнцем
плато, места, в которых развивается львиная доля
действия фильма - все это стилистика вестерна.
Этой же стилистике соответствуют и костюмы
главных персонажей - Валек в фильме ходит (и
летает) в длинном черном плаще до земли, что сразу
вызывает в памяти образ эдакого "крутого"
бандита из многочисленных вестернов, что, кстати,
только добавляет Яну Гриффиту стильности.
Монтойя щеголяет в ковбойском наряде, включая
знаменитую широкополую шляпу, Кроу облачен в
классические джинсы и черную кожаную куртку...
Музыка (традиционно написанная и
исполненная самим Джоном Карпентером) так же
выполнена в духе неторопливого вестерна, хотя
заглавная композиция очень похожа на песню "It's
A Dark Night" (Это темная ночь) из кинофильма "От
заката до рассвета" (From Dusk Till Dawn), и,
буквально, после каждого аккорда ждешь, когда же
последует знакомый проигрыш, и грянут слова - It's a
dark night... но ожидания напрасны :) Некоторые моменты
- просто являются очевидными отсылками к
классикам жанра, чего только стоит один из самых
стильных эпизодов фильма, когда группа вампиров,
во главе с Валеком, в лучах предзакатного солнца,
с трудом пробивающихся сквозь кроваво-красные
облака, вылезают из своих земляных могил и
дружным строем идут по пустынному пыльному
плато...
Вообще, запоминающихся моментов в фильме
очень много - начиная от способов, коими наши
бравые ребята уничтожают вампиров, и заканчивая
некоторыми, особо смачными эпизодами: В
частности, когда героиня Шерил Ли, полностью
превратившись в вампира, кусает Монтойю, отрывая
при этом кусок кожи и смачно, с прихлебыванием
пьет его кровь, после чего выходит из машины и, с
дьявольской ухмылкой, не торопясь, идет по шоссе,
со льющейся из полуоткрытого рта прямо на грудь,
свежей кровью... Или, один из популярнейших
способов укротить вампира - это выстрелить в него
из арбалета стрелой, с привязанным к ней тросом, и
с помощью автомобильной лебедки вытащить его на
свет божий, где он благополучно сгорает как
свечка :) И таких моментов на протяжении всего
фильма предостаточно...
Что же касается так называемой
"полит-корректности", которая стала так
популярна в последнее время в Голливуде, то в
фильме Карпентера ее не то чтобы нет, а я бы даже
сказал, что весь фильм экстремально
антиполиткорректен, что лично меня весьма
радует. Главные действующие лица - сплошь белые, и
черные личности встречаются на протяжении всего
фильма только в мелких эпизодах, и то, в качестве
вампиров, которых благополучно убивают. Церковь
в фильме (а всем известно, что Американцы - очень
религиозная и набожная нация) - сборище
лицемеров, которые при легком запугивании тут же
раскрывают всю "секретную" информацию, и
даже более того, сотрудничают с вампирами,
существами ею же и порожденными... Священников
убивают легко и непринужденно, а так же всячески
издеваются над ними... С женщинами в фильме так же
не церемонятся (это на фоне расцветающего в
Америке стиля жизни под страхом "sexual harrasment",
когда за невинный взгляд на бедро девушки, велика
вероятность того, что на тебя подадут в суд...),
обращаясь с ними практически как с животными. Да
тут и нечему удивляться - на протяжении всего
фильма мы не видим ни одной "нормальной"
женщины - все они либо шлюхи, либо вампиры, либо и
то и другое одновременно... :) В общем, Карпентер
"опустил" в своем фильме все (и всех), что
(кого) только можно, получив при этом прокатный
рейтинг "R" (за натуралистичный показ
насилия и крови, а так же за ненормативную
лексику и сексуальность), однако, не помешавший
его фильму только за первый уик-энд показа
собрать свыше 35 миллионов долларов (при
достаточно скромном бюджете в 20 миллионов). Стоит
так же упомянуть, что фильм вышел в прокат в канун
Halloween, то есть 31 Октября.
Вообще, на протяжении всего фильма тебя не
покидает мысль, что ты смотришь еще более
"стебовый" вариант "От заката до
рассвета", в основном благодаря замечательным
диалогам и циничному чувству юмора. Для фильма
является нормой диалоги следующего содержания:
(Джек отцу Адаму) "Падре, скажи мне, только
честно, когда ты воткнул копье этой вампирше, у
тебя встал?" или (Джек - Монтойе, укушенному
Кэтриной) "У тебя есть два дня чтобы уехать, но
знай, друг, что я найду тебя... и убью" и т.п.
В заключение могу сказать только одно:
Всем кто любит стильное, обильно приправленное
цинизмом и черным юмором кино, этот фильм
рекомендуется для приобретения и постановки на
самое видное место в видео коллекции, остальные
же, могут с ним просто ознакомиться не покупая...
Сергей Меренков
Джек Кроу: Мне интересно только одно, после 600 лет, как у тебя твой инструмент работает, еще встает?
Так же, Вы можете ознакомиться с рецензиями на другие фильмы этого режиссера:
Ghosts Of Mars (a.k.a. John Carpenter's Ghosts Of Mars) (2001) - Призраки Марса-
Photos Copyright Of Their Respective Owners
(c) 1999 Russian
Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999
..