Жюль Лафорг
(1860-1887)
Страдая от наследственного
туберкулеза, Лафорг умер, едва достигнув 27 лет и
успев опубликовать три сборника - "Жалобы"
(1885), "Подражание Богоматери Луны" (1886),
"Феерический собор" (1886). Остальные его стихи
были изданы посмертно.
До предела развив в поэзии линию
Бодлера, Верлена, Корбьера, Роллина с их
экзальтированной чувственностью, обостренной
впечатлительностью и болезненной хандрой,
Лафорг в конце концов как бы вывернул символизм
наизнанку. Человек, предчувствующий ранюю
смерть, безбожник, не умевший подавить в себе ни
ужаса перед бессмысленностью Вселенной,
ни изумления перед ничтожностью человека - этой
"мечтательной блохи", зачем-то посаженной на
тело мироздания, Лафорг пропитал свои стихи
пессимистической философской рефлексией в духе
А. Шопенгауэра и Э. фон Гартмана. Лишенное
"сердца", не просветленное ни Духом, ни
Добром, ни Любовью, бытие у Лафорга все же
скреплено своего рода анти-Идеалом - "мировой
волей", "бессознательным", в котором без
следа глохнут любое индивидуальное
существование, любая надежда. В его мире есть
даже своеобразные анти-"соответствия",
связывающие людей через страдание: именно
потому, что все они в равной степени несчастны, их
личная боль приобретает у Лафорга космическое
звучание.
"Жанровая сценка"
- впервые опубл. в 1879; "Грустно,
грустно" - опубл. в 1924 г.
Текст взят из книги:
Поэзия французского символизма.
Лотреамон. Песни Мальдорора.
Под ред. Г.К. Косикова
Изд-во МГУ, 1993. - 512 стр.
ISBN 5-211-01758-7